Бычков
Сергей Алексеевич

 

Родился 8 октября 1930 года в деревне Будвенец Брянской области.

В 1948 году окончил среднюю школу в городе Нижний Ломов Пензенской области, где жила его семья после эвакуации во время войны. В этом же году поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения на радиотехнический факультет по специальности радиолокация.

В начале марта 1953 года с последнего семестра 5 курса призван в Вооруженные силы Советского Союза и зачислен слушателем 5 курса факультета реактивного вооружения Артиллерийской инженерной академии им. Дзержинского. В июне 1954 года окончив академию и получив диплом и квалификацию «артиллерийский инженер-механик по специальности радиотехнические приборы» направлен на Государственный Центральный полигон Министерства обороны (г. Капустин Яр) в в/ч 29139 на должность старшего инженера-испытателя 3-й команды.

В войсковой части 29139 в это время проводились комплексные стрельбовые испытания опытного образца многоканальной стационарной зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-25 «Беркут», предназначенной для защиты Москвы и крупных административных центров страны от средств воздушного нападения вероятного противника.

На офицеров 3-й команды в/ч 29139 была возложена задача по освоению эксплуатационных, технических, боевых характеристик ЗРС и непосредственное участие в полигонных испытаниях опытного образца центрального радиолокатора обнаружения воздушных целей, их сопровождения и наведения на сопровождаемые цели ракет. Молодым выпускникам академии Бычкову С., Воронову Ю., Гладилову В., Салькову П. пришлось с ходу включиться в работу по изучению и освоению новой техники, ибо аналогов в научном и техническом мире не было. Нужно было научиться эксплуатировать ЗРС и, главное, оценить ее соответствие тактико-техническому заданию и возможность принятия на вооружение.

Большую помощь в становлении молодых офицеров как военных инженеров-испытателей оказали конструктора, специалисты разработчики конструкторских организаций, руководимых Генеральными конструкторами А.А.Расплетиным и С.А.Лавочкиным: М. Осипов, К. Альперович, К. Капустян, Л. Глебова, Л. Фаинберг, В. Плешивцев, Л. Злобин и многие другие, а также офицеры-испытатели 3-й команды, имевшие уже опыт испытаний ЗРС «Беркут»: Б. Ананьин, Ю. Дерябин, В. Демин, Р. Ленков, М. Трофимчук, М. Тарасов, А. Дьяченко, Ю.Р. Королев, И. Пенчуков.

Объем стрельбовых испытаний включал в себя стрельбы по уголковым парашютным мишеням, стрельбы по имитированным целям с характеристиками, аналогичными реальным и перспективным воздушным целям, стрельбы по реальным самолетам-мишеням ТУ-16, ИЛ-28.

В декабре 1954 года государственные испытания ЗРС «Беркут» были завершены и в мае 1955 года система была принята на вооружение. Высокие потенциальные возможности ЗРС «Беркут», заложенные при проектировании позволили конструкторским организациям, совместно с испытателями в/ч 29139, провести ряд исследовательских и испытательных работ, ряд модернизаций системы по расширению ее тактико-технических характеристик и поддерживать их на уровне достаточном для поражения средств постоянно совершенствовавшихся воздушного нападения.

ЗРС «Беркут» обеспечил защиту воздушных границ Москвы в течение трех десятилетий до замены на современные средства ПВО.

В 1957 году переведен во вновь сформированный отдел на должность старшего офицера. Отдел предназначался для испытаний, разрабатываемой мобильной зенитно-ракетной системы «Нева» для борьбы с низколетящими аэродинамическими целями.

В ходе проведения испытаний ЗРС «Нева» были разработаны методики оценки точностных и надежностных характеристик сопровождения низколетящих целей и эффективности их поражения. Достоверность полученных числовых характеристик по надежности и точности сопровождения и обстрела подтверждены реальными стрельбами по самолетам-мишеням типа МИГ-17 на высотах до 25 метров. В 1961 ЗРС «Нева» принята на вооружение и серийные образцы стали поступать в войска противовоздушной обороны.

В 1962 назначен старшим научным сотрудником 3-го отдела первого научно-исследовательского управления войсковой части 29139, занимался испытаниями и исследованиями по расширению боевых характеристик ЗРС «Нева», разработкой документации по боевому применению ЗРС. В 1969 назначен заместителем начальника этого отдела, а в 1971 году назначен начальником отдела. В ходе проведенных на полигоне конструкторскими организациями совместно с 3-м отделом научно-исследовательских, испытательных работ по расширению боевых возможностей ЗРС разработаны технические решения по модернизации ЗРС «Нева» и ее модификаций.

В результате модернизации была повышена помехозащищенность ЗРС, эффективность стрельбы по маневрирующим целям, расширена зоны поражения по высоте и дальности и снижена нижняя граница зоны поражения до 25 метров, введено устройство защиты от самонаводящихся снарядов, увеличен боекомплект ракет.

За работы по модернизации ЗРС «Нева» Бычков С.А. и группа сотрудников конструкторских организаций в 1972 году были удостоены Государственной премии СССР.

Модификации ЗРК «Нева» пользуются большим спросом во многих странах мира и на практике подтвердили свои боевые возможности. Так, в 1999 году ЗРК «Печора» сбил над Белградом американский самолет F-117 «Стелс».

В 1974 году приказом Министра Обороны переведен в Москву на должность старшего военпреда в военное представительство, аккредитованное при генеральном конструкторе систем противовоздушной обороны страны, т.е. в КБ-1, ставшем в дальнейшем НПО "Алмаз". В июне 1976 назначен на должность районного инженера-руководителя этого военного представительства.

За участие в работах по разработке, освоения серийного производства зенитно-ракетной системы С-300 в 1982 году награжден орденом «Красной Звезды».

В декабре 1985 года по достижению предельного возраста службы в Вооруженных Силах уволен в запас.

С 1986 года Сергей Алексеевич работает в НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина. С 1986 по 2001 год – заместитель начальника научно-тематического отдела. С 2001 по 2005 год – начальник научно-тематического отдела.

За время работы в НПО «Алмаз» с 1986 по 2005 год участвовал в разработке системы противовоздушной обороны нового поколения «Триумфатор».

За участие в работах по разработке систем противовоздушной обороны 29 января 1997 года Бычкову С.А. присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации».

Ветеран подразделений особого риска.

Сергей Алексеевич Бычков скончался 28.02.2011. Похоронен на Кузьминском кладбище.