Захаров Станислав Михайлович

Коваленко Василий Павлович

 

Академию им. Дзержинского я окончил ровно на 20 лет позже спецнаборовцев, в 1974. Некоторые из них были у нас преподавателями. Со многими я общался, когда служил в Плесецке, в НИИ‑4, на Камчатке, во Владимирской армии. Самые тёплые воспоминания остались о преподавателе баллистики спецнаборовце Коваленко В.П.

Себя считаю тоже спецнаборовцем, своеобразным. Не слушателем, одним из первых курсантов, призванных в армию в юном возрасте после окончания Казанского Суворовского военного училища.

 

Перелистывая свою зачетку, я наблюдаю следующую запись: «Курс 16-12, В.П.Коваленко, «отл», 23.06.73». Это значит, что 23 июня 1973 года мы официально завершили изучение курса «Баллистика ракет». И с сентября 1972 по июнь 1973 года этот курс нам читал Василий Павлович Коваленко.

После лекций Георгия Павловича Леонова, где все было довольно просто и понятно, где речь шла в основном о движении центра масс ракеты, о системах координат, применяемых в баллистике, и связях между ними, о силах и моментах, действующих на ракету в полете, об активном и пассивном участках траектории, от Василия Павловича мы ждали чего-то подобного. Но лекции Василия Павловича подняли нас на ступеньку вверх. Полная система уравнений движения ракеты с учетом всех возможных и невозможных возмущений. Учет колебаний жидкости в баках. Упругие колебания корпуса и их влияние на траекторию движения. Дело доходило до уравнений в частных производных. И все эти сложности своим тихим, чуть хрипловатым голосом Василий Павлович умудрялся доводить до нас на удивление просто и доступно. На любые вопросы о «непонятках» всегда находил более упрощенное объяснение.

Однажды он нас удивил, заявив, что многое из того, что мы с ним изучаем, вряд ли нам пригодится в войсках, разве что кто-то попадет в КБ, но изучить и знать мы это должны. Никогда я не видел Василия Павловича чем-то возмущенным или вышедшим из себя, хотя все мы были далеко не ангелами.

В декабре 1973 года, перед последней зимней сессией мы защищали курсовые проекты. По сути, эта была первая серьезная обкатка наших дипломных работ. Принимал защиту проектов В.П. Коваленко, а наши руководители скромно сидели в сторонке и, наверное, переживали. Мне Василий Павлович после доклада задал вопрос, почему я в уравнениях пространственного движения асимметричного боевого блока применил кинематические уравнения Эйлера. Ведь асимметричный блок может закувыркаться в атмосфере, а в уравнениях Эйлера может найтись такая точка ориентации, которая приведет к точке неопределенности типа деления «ноль на ноль». Когда я рассказал о придуманном с подачи А.В. Кострова способе обхода такой неопределенности с помощью известного в математике правила Лопиталя, Василий Павлович очень быстро поставил мне за курсовой проект «отлично».

 *  *  *

 Центр, в котором проходила наша Голицынская практика, запомнилась тем, что он находился в стадии становления, реорганизации, строительства или всего вместе, так что до группы жаждущих знаний курсантов было мало кому дело. По-моему, главная задача офицеров, назначенных кураторами, было занять нас чем-нибудь таким, чтобы мы им не мешали и под ногами не путались. Вот, чем лично я там занимался, не помню не фига. Но один случай запомнился. Был там очень, на мой взгляд, амбициозный офицер, по фамилии, если не ошибаюсь, Гуров. И наверняка для каких-то своих, может, даже диссертационных целей он дал задание двум нашим курсантам, один вроде был Шумилов, провести исследование над двумя выборками измерений, полученных с использованием различных приборов, и даже метод предложил. Обе группы считались распределенными "нормально". Гуров предложил разделить случайные величины друг на друга, и уже с новой группой, считая ее тоже «нормально распределенной» провести соответствующие статистические исследования. И тут меня поразила реакция руководителя нашей практики полковника Коваленко Василия Павловича. Я всегда считал его великолепным баллистиком-детерминистом, ну и по характеру – «сухарем». Но здесь Василий Павлович прямо взорвался. Сначала он академическим голосом лектора пытался доказать Гурову, что от деления двух нормально распределенных случайных величин получится совсем другая случайная величина со своим законом распределения. Гуров стал что-то лопотать про теорему Ляпунова, что чем больше замесить «нормальных» величин, тем «нормальнее» они будут. На это Василий Палыч уже почти рычащим голосом попросил не пудрить курсантам мозги и запретил им заниматься поставленной, бестолковой, по его выражению, задачей.

 

 *  *  *

Вспоминает Александр Семенюта.

 Трудно писать о человеке по истечении 40 лет. Хотя время пролетело быстро и, кажется, что это было совсем недавно.

Василий Павлович Коваленко взял меня «под опеку», кажется, на 3 курсе, когда многие из нас начали заниматься научно-исследовательскими опытными конструкторскими разработками (НИОКР – кажется так).

Сухощавый, немногословный подполковник вначале мне не очень понравился. Его идею перспективного расчета ПЗ я вначале не понял и долго не хотел работать с ним. Постепенно общаясь с ним и вникая в его идею, я все больше начинал уважать этого человека за его уровень знаний, выдержку и терпение по отношению ко мне. Я до сих пор помню его почерк и его манеру писать. Если бы все вернуть назад! Я бы сейчас сидел ночами и претворял в жизнь его идеи!

На предпоследнем курсе Василий Павлович читал у нас курс «Баллистика ракет» и показал себя достаточно грамотным и эрудированным ученым. Тогда же он стал полковником и старшим преподавателем.

С дипломом я возился долго и никак не мог получить нужный результат. Но выдержка и самообладание Василия Павловича заставляли меня опять и опять проверять расчеты, пока я не добился нужного результата.

 Именно он научил меня «видеть» цифры и понимать, что набор цифр всегда имеет какую-то систему. Это потом мне здорово пригодилось в моей работе по подготовке данных в войсках,

В октябре 1985 года я при подготовке данных заподозрил что-то неладное в таблице поправок – ведь он научил меня, что любой набор цифр имеет какую-то систему. Был сделан запрос Главному конструктору и получен ответ – в таблице ошибки! Срочно была проведена проверка во всех РВСН и оказалось, что несколько ПУ были прицелены неправильно, в том числе и в нашей дивизии. За это командир дивизии поощрил меня портфелем, меня зауважали сослуживцы, а кто-то в верхах получил взыскания.

Сейчас я работаю преподавателем и тоже стараюсь научить ребят науке жизни. И когда ко мне приходят мои выпускники после службы в армии и говорят спасибо, я всегда вспоминаю Василия Павловича Коваленко. Это мой Учитель.