Захаров Станислав Михайлович

Гаврилов Виктор Михайлович

 

К изучению «Теории вероятностей» нас подпустили только на третьем курсе, правда, с первого семестра. Получилось, что в этом же семестре мы завершали изучение «Высшей математики», и казалось, любую математическую науку «на раз-два порвём», но с «Теорией вероятностей» оказалось все не так просто. Впрочем, всё дело было в преподавателе. 40-летний подполковник  Виктор Михайлович Гаврилов (ктн в 26 лет, дтн в 36 лет, профессор в 39 лет) с простым, очень русским лицом, спокойным тихим голосом, был блестящим молодым ученым и не менее блестящим педагогом, читал лекции артистически.

Почти все первые задачи сводились к необходимости знания комбинаторики, которую я терпеть не мог, ну, не давалась она мне. Всё изменилось, когда после шаров в урнах и партий изделий с некоторым количеством брака вдруг появилась задача: «Студенты случайным образом приходят в столовую с 14.00 до 15.00, при этом обед каждого из них занимает примерно 20 минут. Найти вероятность того, что: а) Коля встретится с Олей во время обеда, б) данная встреча не состоится».

 — Не нужно печалиться по поводу пункта «бэ» – любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда! — пошутил преподаватель. Меня сразу осенило, что комбинаторикой здесь не пахнет, а задачку можно решить с помощью элементарных геометрических построений. Решённая геометрическим способом задача что-то сдвинула в моей голове, и я стал с большей лёгкостью воспринимать преподаваемый материал, тем более «непосредственный подсчет вероятностей» продолжался очень не долго.

Вскоре мы дошли до «Основных теорем», до «Случайных величин и законов их распределения», а дальше как-то непринужденно Виктор Михайлович подвел нас  к «Определению законов распределения случайных величин на основе опытных данных и их числовым характеристикам», т.е. мы, вроде бы незаметно, от классической «Теории вероятностей» перешли к «Математической статистике». Было еще много чего, взять хотя бы «Теорию информации» с пуассоновскими потоками и «Теорию массового обслуживания» с цепями Маркова. И все это в одном семестре! Материал подавался методически безупречно, и, конечно же, в этом заслуга педагогического таланта незабвенного Виктора Михайловича. Экзамен 132 отделение сдало блестяще, получил свое «отлично» от Гаврилова и я. Но все это были «цветочки», «ягодки» нас ждали в следующих двух семестрах, в течение которых Виктор Михайлович читал нам курс «3-3». Дальше передаю слово моему учителю А.В. Кострову, лучше него не скажешь.

«Курс боевой эффективности стратегического ракетного вооружения читал нам в начале 60-х Виктор Михайлович Гаврилов. Это был содержательно новый и непростой курс, очень нужный для специалистов, занимающихся планированием боевого применения, оценкой эффективности применения, да и разработкой концепций проектирования стратегического ракетного оружия. В отличие от теории вероятностей и математической статистики, этот курс имел гриф «совершенно секретно». Системно изданных учебных пособий по этому предмету в то время не было. В начале чтения курса Виктор Михайлович сообщил о скором издании учебника «Теория эффективности ракетно-ядерных ударов», одним из авторов которого он являлся. Действительно, через сравнительно непродолжительное время учебник был издан (со временем с него был снят гриф секретности). Конечно, за семь лет после «увлеченного и настойчивого постижения курса В.М. Гаврилова» слушателем А.В. Костровым курс «3-3» наверняка изменился в сторону усложнения, но и Виктор Михайлович к этому времени стал доктором технических наук и профессором. И читал он нам «Теорию боевой эффективости»  очень даже профессионально. Лично мне знания, полученные на лекциях Виктора Михайлович по «Математической статистике», очень даже пригодились с первых же дней моей службы на северном полигоне. А вот «Теория боевой эффективности»  в процессе службы вроде бы и не была востребована,  но если подойти к этому вопросу философски, то многие подкидываемые жизнью задачи как раз и удавалось решать, опосредованно применяя методы этой теории, пусть не всегда «боевой», но уж точно «эффективности»…

И последнее, что мне хочется сказать. Что-то неладное случилось в академии в 1976 году. В возрасте 50 лет покинул кафедру «Аэродинамики» и академию Б.Н. Федотов. В этом же году начальником кафедры «Боевой эффективности» назначается Ю.В. Крючков, а начальником кафедры «Аэродинамики» назначается… В.М. Гаврилов. Не думаю, что Виктор Михайлович был в восторге от такого зигзага карьеры. Да и начальником он был меньше года, до увольнения в 1979 году (49 лет!) занимал должность старшего преподавателя. На гражданке, правда, не затерялся, да и как мог затеряться такой замечательный ученый и педагог.