Строгачёв Л.С.

«Майский жук»

 

Материалы о спецнаборе 1953 года и спецнаборовцах дают возможность лучше, глубже понять нашу Родину, ее людей и нашу жизнь.

Сайт спецнабора мне очень дорог. Он дает возможность общаться напрямую с однокашниками, сослуживцами,прекрасными товарищами,  а также ознакомится с жизненным путем тех, с кем непосредственно не пришлось соприкасаться по службе и по работе. Надеюсь, что ГРАЖДАНЕ России будут проводить в отношении коллективов, в которых учились и трудились подобную работу. На примере своей школы хочу призвать наших потомков беречь дружбу, друзей и все хорошее,  светлое, что было в прошлой жизни. Думаю, что в этом история школы, выпускником которой мне посчастливилось быть, заинтересует многих.

 

Когда-то Петербург был столицей России. Но туристы говорят, что его сложно назвать «исконно русским городом», хотя бы потому, что архитектурный облик города формировали знаменитые европейцы. Чего стоят только такие великие имена :Трезини, Растрелли, Росси.

Да и не только в архитектуре дело. Например, появлению частных гимназий нового типа в Петербурге способствовали немцы.

Так самая известная в Петербурге 19 века школа была основана группой петербургских немцев, недовольных существующей тогда системой обучения. Школа появилась на свет 22 сентября 1856 года на окраине Васильевского острова в доме № 56 по Первой линии.

Основателем и директором этого учебного заведения был Карл Иванович Май. В школе было два отделения: гуманитарное (латинисты) и отделение естественных наук (нелатинисты). Из-за такого разделения школа получила название «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Вскоре школа стала одной из лучших в Петербурге. Каждое учебное заведение того времени практиковало свою методику обучения. Но больше прочих запомнился метод К.И. Мая. Основное правило, которым руководствовался директор, было сформулировано основоположником педагогики, чешским гуманистом Яном Амосом Каменским: «Сперва любить - потом учить». И еще одно его наставление: «Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, то есть чтобы разумное существо - человек приучился руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их. Нужно также стремиться к основательному усвоению нравственности и благочестия...» Карл Иванович Май следовал наставлениям Я. Каменского долгие годы, получив блистательный практический результат.

Школа К. Мая объединяла учеников различных национальностей, имущественного положения родителей и вероисповедания. Правда, первые 25 лет преподавание большинства предметов велось на немецком языке.

Шли годы, менялись поколения, но неизменно в школе Мая уроки вели учителя, в своем большинстве отвечавшие очень высоким требованиям. Недаром выпускник гимназии К. Мая писатель Л. Успенский вспоминал: «...У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей «в футлярах», чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одаренности». Многие из тех, кто начинал свою трудовую деятельность в качестве учителя в гимназии и в реальном училище К. Мая, впоследствии стали видными учеными, были удостоены высоких научных званий.

Основатель школы и его коллеги-единомышленники сформулировали свод педагогических принципов, которым неуклонно руководствовались все поколения учителей дореволюционного периода истории этого учебного заведения. Полагая, что они не утратили своей актуальности и в наше время, привожу их полностью:

--Сперва любить - потом учить;

--Главная задача наставника - приготовить юношу к труду, полезному для общества;

--Давайте ученикам истинное знание, так как только оно имеет непреложное значение и истинную силу;

--Пусть пути будут различны, но образование и воспитание во всяком случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания;

--Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета, личности, степени развития учеников и учителей;

--Ум, нравственные качества, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя;

--Ценны не голые сведения, а внутренняя просвещенность, чутье правды, сила воли;

--Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность и сами знания приноровлены к их силам;

--От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности;

--Пример преподавателя - самое действенное средство воспитания;

--Дисциплина - еще не воспитание;

--Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее;

--От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия;

--Увлечение какими-либо занятиями и усердия к ним достойны поощрения, а неосторожная задержка может привести к апатии ученика;

--Наказание только тогда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует степени тяжести содеянного проступка;

--Семья, школа и церковь - это три силы, которые воспитывают человечество.

Созданная К.И. Маем и его соратниками атмосфера доверия и взаимного уважения учителей и учеников, вкупе с высоким качеством образования, так называемый «майский дух», с каждым годом все больше привлекали внимание родителей, популярность школы росла. Уже в начале 20-го века, это учебное заведение никак нельзя было назвать ни монархическим, ни демократическим, ни республиканским, ни аристократическим. Оно всегда стремилось быть общечеловеческим.

За время своего существования школа К. Мая сменила несколько адресов на Васильевском острове, пока в 1909 году не был приобретен участок земли на 14‑ой линии под № 39, на котором по проекту выпускника школы архитектора Г.Д. Гримма было построено новое здание. В нем находились великолепные классы для 650 учащихся и прекрасно оборудованные предметные кабинеты: физический, химический, рисования, лепки, истории, ручного труда, гимнастический. В этих условиях школа, возглавляемая талантливым преемником первого директора, магистром славяноведения А.Л. Липовским, достигла своего подлинного расцвета.

Однако, события Первой мировой войны и последовавшая смена власти серьезно повлияли на дальнейшую судьбу этого общеобразовательного учреждения.

Последний, 55-й выпуск в школе К. Мая состоялся 24 февраля 1918 года. Осенью учебное заведение было национализировано, став советской единой трудовой школой. Менялся контингент учащихся и учителей. Майские традиции постепенно утрачивались и подвергались забвению. Школа неоднократно меняла свой статус и свой номер. Педагогический коллектив стабилизировался лишь к началу 1930‑х годов, когда его возглавил отличный педагог и талантливый организатор К.И. Поляков. Были созданы пионерская и комсомольская организации, стали работать различные кружки.

С осени 1937 года в здании на 14-й линии располагалась 6-я специальная артиллерийская школа, одно из 17 созданных военизированных специальных средних учебных заведений, предназначенных для подготовки будущих командиров Красной Армии. В составе четырех предвоенных выпусков (1938—1941 гг.) 6‑ю САШ окончило около 600 «спецов». С началом Великой Отечественной войны спецшкольники принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений и патрулировании улиц осажденного города. Лишь только 5 февраля 1942 года личный состав 6‑й САШ в количестве 239 человек был эвакуирован в Тобольск, при этом 65 учащихся школы умерли в пути от истощения. Бывшие учащиеся доблестно сражались на фронтах войны в составе различных воинских подразделений. Примечательно, что первый залп по Берлину 20 апреля 1945 года сделала батарея капитана Игоря Миркина, выпускника 1940 года. Но и цена Победы была высокой: 111 воспитанников 6‑й САШ отдали свою жизнь за Родину.

Наша школа вновь распахнула двери первого сентября 1944 года. Сюда пришли ученики теперь 5‑й мужской средней школы Свердловского района. Вновь созданный педагогически коллектив сначала возглавлял К.И. Поляков, а затем, на протяжении 13 лет, до 1960 года, — фронтовик С.И. Пашков. В 1954 году было вновь введено совместное обучение мальчиков и девочек, а школа получила наименование «Средняя школа № 5». В 1962 году школа стала восьмилеткой, а в 1976 году, после обрушения в здании штукатурки, коллектив школы временно, «до окончания ремонта» переехал на 13‑ю линию, в дом № 28, где под этим же номером школа находится до сих пор. Из‑за отсутствия средств, необходимый ремонт выполнен не был. На произвол судьбы оказалось брошенным уникальное оборудование кабинетов, мебель, памятные доски с именами выпускников послевоенных лет, бюсты писателей, ученых и т.п. Все это было преступно расхищено и безвозвратно утрачено.

В бывшем «майском» доме с 1978 года работает Институт информатики и автоматизации РАН, к счастью, в меру своих возможностей сохраняющий память о предшественниках.

 

Многие воспитанники учебного заведения, которому в 2016 г. исполнится 160 лет, достигли больших успехов на государственной и военной службе, в науке и культуре. В их числе 6 губернаторов и два министра Императорской России, 20 генералов и адмиралов, 40 действительных членов или членов-корреспондентов Академии наук или Академии художеств России, СССР и шести зарубежных стран. В разное время «майскими» выпускниками были художники: А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, В.А. Серов, композиторы: В.И. Цитович, Ф.Д. Шевцов, писатели: Г.И. Алексеев, В.Л. Андреев, В.С. Головинский, И.Д. Ильин, А.А. Ливеровский, В.П. Прокопьев, Л.В. Успенский и др. Теплые воспоминания о школе сохранили ее бывшие ученики, космонавты: дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук Г.М. Гречко и Герой России А.И. Борисенко. Надо также отметить, что профессору О.Д. Хвольсону в числе первых в 1926 году было присвоено звание Героя труда, а три выпускника — В.В. Волков, Д.С. Лихачев и В.В. Новожилов были удостоены звания Герой Социалистического труда, восемь — В.В. Беломорец, В.И. Гребенщикова, М.А. Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Наливкин, В.Н. Насонов, В.В. Новожилов и М.М. Четвертаков стали лауреатами Ленинской премии.

Рассказ об истории школы был бы неполным, если не уделить внимания следующему обстоятельству. В 1990 году вышла в свет книга под названием «Школа на Васильевском», авторами которой являлись Д.С. Лихачев, Н.В. Благово и Е.Б. Белодубровский. Эта книга попала в поле зрения директора Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН) члена-корреспондента РАН Юсупова Рафаэля Мидхатовича, который прочел эту книгу и, познакомившись с историей здания, в котором располагался СПИИРАН, посчитал необходимым сохранить память о бывшем здесь учебном заведении, а его педагогические достижения сделать известными возможно большему числу современников. Рафаэль Мидхатович пригласил к себе одного из авторов вышеупомянутой книги, а именно Никиту Владимировича Благово и предложил ему подумать о возможности создания небольшого музея, помещение для которого он готов был предоставить. Н.В Благово с энтузиазмом воспринял это предложение. Через некоторое время образовалась небольшая группа бывших учеников и работников СПИИРАН, которые взялись за нелегкое дело поиска экспонатов и создания экспозиции. В результате успешного решения музейных проблем, в комнате 20 кв.м. была создана экспозиция, которая на пяти стендах и витринах отражала основные исторические этапы развития школы с 1856 по 1976 год.

12 мая 1995 года, в присутствии большого числа пришедших к зданию бывших учеников и учителей разных поколений, состоялось, наконец, открытие «Музея истории школы К. Мая». В 2015 году исполнилось 20 лет существования музея. При постоянной поддержке бывших учеников и их потомков, а также многочисленных (более 400!) дарителей, фонды Музея, имевшие вначале чуть более ста единиц хранения, ныне насчитывают около 10 000 документов, фотографий, книг, аудио- и видиокассет, компакт-дисков и всевозможных предметов, в той или иной степени относящихся к истории школы. Площадь помещений составляет сейчас более 200 кв.м. Музей посещают школьники, учителя, студенты и преподаватели педагогического университета, участники научно-методических педагогических семинаров. За минувшие 20 лет гостями музея были более 20 000 представителей разных слоев населения из 108 городов России и 25 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Низкий поклон и благодарность нужно выразить энтузиасту, фактическому создателю, бессменному директору общественного Музея истории школы К. Мая Никите Владимировичу Благово.

Сказанное здесь подтверждают три записи из книги отзывов (их уже более 1200).

«Очень хорошо, что в наше жестокое время Академия наук показывает реальный пример сохранения наших замечательных традиций в самой важной области — образовании и воспитании. Музей школы К. Мая — прекрасный пример, и я надеюсь,что еще придет время, когда он, не поменяв адреса, будет Музеем в действующей школе К. Мая, а связи Института информатики и автоматизации РАН и школы сохранятся навсегда, и укреплять их будут выпускники школы. 28 декабря 1998 г. Ж.И. Алферов.»

 

Н.В. Колкунов, профессор, почетный академик Российской академии архитектуры и строительных наук:

«Какое большое сердце и какую светлую голову нужно иметь, чтобы с такой любовью и тщанием собрать интереснейшие материалы и оформить уникальную экспозицию! Наблюдая и сопротивляясь развалу системы образования и воспитания в последние годы, отчетливо понимаешь, какое большое значение имеет музей в наши дни. Нужно, чтобы как можно больше людей увидели и услышали из уст Никиты Владимировича Благово о «золотом веке» образования и не ломали бы сегодняшнюю систему через колено, а просто вспомнили бы простые и вечные правила школы К. Мая. Удивленные и восхищенные увиденным. 06.08.2003 г.».

 

Г.М. Гречко, доктор физико-математических наук, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:

«Всегда с волнением я вхожу в это здание, в этот музей и встречаюсь со своими одноклассниками. Как хорошо, что я не посрамил эту замечательную школу с такими знаменитыми на весь мир выпускниками. 13.02.2009 г.».

 

От себя лично могу добавить, что из двух десятых классов (45 человек) нашего, второго после войны, выпуска все получили высшее образование, работали затем в различных областях науки, техники и искусства и не уронили честь нашей школы, преемницы бывшей гимназии К. Мая.

И еще: ученики и педагоги Школы К. Мая называли себя «майскими жуками», сочетая в этом определении фамилию основателя и время окончания школьных занятий — весну, когда дети, подобно майским жукам, вылетают из школьных гнезд. Поэтому и я с гордостью называю себя «майский жук».


Л.С. Строгачев 25 февраля 2016 г.