Сороковой Борис Алексеевич

Спецнабор
поставленные задачи выполнил!

Исповедь на заданную тему

 

Попал в славные ряды Советской Армии со второго захода. Первая попытка государством была предпринята в 1949 году, сразу после окончания техникума с красным дипломом. Но, поскольку мне удалось сдать документы в институт, получить справку о зачислении студентом, военкомат отпустил меня на гражданскую стезю. Я не состоялся как курсант Ленинградского высшего морского училища им. Фрунзе.

Во второй раз, в конце 1952 года – начале 1953 года, уклониться не удалось. Интересы Родины, комсомол, червоточина в биографии: - находился в оккупации в Полтаве с сентября 1941 г. по сентябрь 1943 г. с матерью и младшим братом, родившимся 1 февраля 1941 года. Мне была оказана честь и я оказался в числе слушателей Академии.

В дальнейшем, с августа 1953 года по декабрь 1954, все протекало так, как и у всех остальных новоиспеченных техников-лейтенантов.

В чем отличие от большинства? В мае 1954 года женился на дипломнице Харьковского политехнического института (ХПИ) Халепе (Сороковой) Анне Саввичне (более охотно, и сейчас, отзывающеся на имя Галка, для некоторых - Галочка). Некоторым слушателям – студентам ХПИ (С.Т. Денисенко, И.Д. Головлеву) она была знакома.

Выше упомянутая А.С. Сороковая, работая после окончания института в Москве, получила комнатушку в коммунальной квартире в доме барачного типа с удобствами на стороне.

Видимо это обстоятельство, а также знания, полученные в течение 4-х лет учебы в техникуме, послужили основанием того, что меня выбрали вербовщики из тогдашнего Управления зам. командующего артиллерией (УЗКА), на базе которого впоследствии создавались: УНРВ (Управление Начальника реактивного вооружения) и ГУРВО (Главное управление ракетного вооружения и Управление начальника ракетно-космического вооружения). При этом мне не сказали, чем буду заниматься на новой для меня должности старшего инженера отдела. Они, я полагаю, долго потом потешались, когда я спросил – а нельзя ли назначить меня сначала на должность просто инженера? Я полагал, что если есть должность старшего, то в его подчинении будут просто инженеры. Как потом выяснилось, мне предстояло заниматься вопросами эксплуатации котельных, дизель-электрических станций, трансформаторных подстанций, очистных канализационных сооружений на базах и арсеналах, на которых хранились ракеты и агрегаты наземного оборудования. Работал я в этой должности под руководством милейшего человека – подполковника Иванова Ф.Г. (за глаза его называли любовно Филиппок) до апреля 1955 года.

Поняв, что эта работа не совсем то, что мне хотелось, я обратился к тогдашнему заместителю начальника УЗКА А.Г. Мрыкину с просьбой перевести меня в военное представительство. Беспредельно строгий, типичный представитель поборников железной исполнительской дисциплины, перед которым трепетал весь личный состав управления, подчиненных военных представительств и частей, в то же время, удивительно чуткий и душевный человек, когда он решал вопросы, связанные с личными обращениями подчиненных. Он в считанные минуты решил вопрос о переводе меня в военное представительство при Всесоюзном научно-исследовательском институте кислородного машиностроения (ВНИИКИМАШ), возглавляемое в то время А.Б. Азарьянцем (впоследствии полковником, начальником отдела ГУЭРВ).

Такое решение было принято на основании того, что в институте я учился в группе химического машиностроения, специализация – машины и оборудование для производства и хранения сжиженных газов (жидкий кислород, азот, водород и др.).

В то время ОКБ ВНИИКИМАШ разрабатывало, а опытный завод совместно с Балашихинским машиностроительным заводом (БМЗ) им.40-летия Октября изготавливали системы заправки жидким кислородом, жидким и газообразным азотом для стартового комплекса первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Моя работа в военном представительстве была связана не только с разработкой и изготовлением указанных систем, но и с проектированием и строительством кислорододобывающих заводов (КАЗ), как органически входящих в состав стартовых комплексов для ракеты Р-7, так и отдельно стоящих, долговременных хранилищ жидкого кислорода. Проектирование этих сооружений, в том числе и технологического оборудования, осуществлял Гипрокислород. Изготовление - БМЗ. Монтаж - Союзкислородмонтаж.

Поскольку как грунтовые, так и железнодорожные средства, предназначенные для перевозки сжиженных газов имели значительные потери, связанные с их испарениями (до 20% в сутки), ВНИИКИМАШ, с участием широкой кооперации разрабатывал, а Нижнетагильский вагоностроительный завод изготавливал железнодорожные хранилища сжиженных газов с оборудованием для регенерации (сжижение испарившихся газов). БМЗ, по технической документации ВНИИКИМАШ, изготавливал подвижные (железнодорожные) кислорододобывающие заводы.

Участие в разработке конструкторской, эксплуатационной и проектной документации указанных выше систем, агрегатов и сооружений, работа в заводских коллективах, изготавливающих это оборудование, была отличной школой для молодого инженера.

Но, однако, не только этот опыт определил мою дальнейшую карьеру. Разработанные ВНИИКИМАШем и изготовленные совместно с БМЗ системы заправки требовали монтажа, разного рода испытаний и наладки сопряжения с пультом управления заправкой и бортом ракеты.

Поскольку изготовление стартового и электротехнического оборудования, всех систем заправки, опережало строительство стартового сооружения площадки №1 теперешнего космодрома Байконур, было принято решение - произвести его контрольную сборку.

Все, что располагалось выше нулевой отметки, монтировалось в г.Ленинграде на Ленинградском металлическом заводе – ЛМЗ. Системы заправки окислителем, горючим, перекисью водорода, жидким и газообразным азотом располагались в самом стартовом сооружении. Их контрольную сборку провели на специально созданном в НИИ ХСМ г.Загорск стенде, имитировавшем стартовые сооружения. На этом стенде с мая по сентябрь 1956 года были смонтированы эти системы, произведены необходимые испытания. Элементы их были подмечены, разобраны и отгружены для дальнейшего монтажа в реальном стартовом сооружении.

Контроль качества монтажа и испытаний в Загорске, а с октября 1956 года - на полигоне, осуществляла группа военпредов во главе с Е.Т. Бохоновым. В состав этой группы входили, в основном, молодые офицеры, недавно закончившие Академию, попавшие в нее по спецнабору – С.Т. Денисенко, В.П. Долбанов, С.И. Рубцов, А.М. Харитонов, П.П. Фалалеев, М.А. Феоктистов, Л.А. Говоров и ряд других.

Монтажные, пуско-наладочные работы, разного рода испытания выполнялись многочисленными монтажными и другими специализированными организациями. В этих работах наряду со специалистами конструкторских бюро – разработчиков систем и агрегатов, и заводов изготовителей, участвовали офицеры-военпреды, а также офицеры испытательного управления полигона, эксплуатирующей воинской части.

Координацию работы этих организаций осуществляла межведомственная комиссия, возглавляемая Зам.министра Машиностроения Г.Р.Ударовым. Уровень представительства в ней был достаточно высокий. Это были управляющие и главные инженеры монтажных и наладочных организаций, главные инженеры и ведущие конструкторы заводов изготовителей. К участию в работе этой комиссии наряду с офицерами ГУРВО, военных представительств, контролирующих монтажные работы и испытания, привлекались и офицеры испытательного управления полигона – В.М.Графский, В.Г.Веселов, И.Г.Шахов, Н.Ф.Жупанов, Г.И.Малашин, В.И.Байко, С.Н.Павлов, Б.А.Шпанов, В.А.Романенко и др. – также из спецнабора.

К мнению военпредов и офицеров испытательного управления полигона, к их оценкам относились очень внимательно. На основании информации, полученной от них, принимались важные, принципиальные решения.

Отработка проектной, конструкторской и эксплуатационной документации, обучение офицеров испытательного управления, эксплуатационного персонала проводилась и после выполнения основного объема монтажных, пуско-наладочных работ и испытаний – между пусками. Необходимость в этой работе определялась тем, что по отработанной на первой площадке полигона документации предстояло изготовление оборудования и строительство стартовых комплексов на 31 площадке и по теме «Ангара» в Плесецке. В этой работе также активно участвовали специалисты проектных организаций, КБ и заводов промышленности, военные представители при них.

Мне, в период с октября 1956 года по ноябрь 1958 года, приходилось по несколько месяцев в году находиться в командировках на полигоне, принимать самое активное участие во всех мероприятиях, проводившихся на первой площадке, работая в составе группы офицеров ГУРВО. Работу этой группы в разные периоды возглавляли Л.М.Гайдуков, А.Г.Мрыкин, В.Э.Галузо. Мы, молодые офицеры – в основном из спецнабора, учились у Л.Ф.Вахитова, О.Грушина, Г.С.Семко, Э.Т.Боханова.

Знания и опыт, полученные во время моей службы в военном представительстве при контроле качества и приемке проектной и конструкторской документации, оборудования, изготовленного по ней, монтажных и пуско-наладочных работ и испытаний в Загорске и на космодроме Байконур, при активном участии в работе оперативных и технических совещаний, послужили основанием для назначения в ноябре 1958 года в аппарат Начальника реактивного вооружения.

С этого назначения и до конца моей службы в Советской Армии, находясь на разных должностях, я впрямую занимался решением вопросов, связанных с организацией производства, контроля качества и приемки монтажных, пуско-наладочных работ, организацией проведения автономных комплексных испытаний, комплексной межсистемной наладки. И не только работ, выполняемых на БСП, а по всем зданиям и сооружениям, входящим в состав позиционного района.

Иногда по моей инициативе, но всегда с самым активным участием создавались и формировались органы контроля и приемки монтажных, пуско-наладочных работ, разного рода испытаний.

Только зарождающиеся в конце 50-х – начале 60-х годов отделы капитального строительства в соединениях и объединениях, с их инспекциями технического надзора, были не в состоянии охватить контролем всё увеличивающийся объем монтажных работ, выполняемых при создании наземных ракетных комплексов для ракет Р-12 и Р-14, в последующем и групповых шахтных этих же ракет и ракет Р-16. Имевшиеся там специалисты с трудом успевали проконтролировать и принять работы, выполняемые на объектах, так называемого общевойскового строительства.

Для контроля качества и приемки монтажных работ и испытаний спецтехнологического оборудования, участия в сдаче в эксплуатацию стартовых комплексов, оборудования пунктов управления и связи, создавались объединенные контрольно-приемные группы – ОКПГ. В состав этих групп включались офицеры – специалисты из полков, которым в дальнейшем предстояло эксплуатировать монтируемые системы, службы ракетного вооружения соединения, ТРБ, и из зарождающихся военных представительств, создаваемых специально для контроля качества этих работ.

Однако, жизнь показала недостаточную эффективность такой системы контроля. Личный состав этих групп часто менялся, отвлекался для исполнения обязанностей по основной службе. Почти у всех отсутствовал опыт контроля и приемки работ, выполняемых монтажными и пуско-наладочными организациями. Не было четких критериев для оценки качества. Не существовало единых отработанных технологий производства работ, методик контроля их качества.

На основании этого отрицательного опыта, с учетом выявленных недостатков, монтажные отделы 2, а потом 3, управления НРВ, 3 и 8 управлений ГУРВО, 1 и 2 управления ГИУРВ, 4 управления ГИУРВ настойчиво, последовательно совершенствовали систему производства и методику контроля работ, выполняемых при создании БСП. Формировались новые военные представительства (ВП) как комплексные, в состав которых входили офицеры различных специальностей, так и специализированные, состоящие из специалистов одной специальности. В задачи специализированных ВП входило не только участие в разработке технологических процессов производства, методик контроля качества монтажных работ, но и осуществление контроля на объектах, обучение офицеров комплексных ВП.

В помощь офицерам ВП, инспекторам инспекции технического надзора ОКС, эксплуатационных войсковых частей наиболее подготовленными офицерами монтажного управления ГИУРВ и специализированных ВП, были разработаны и изданы типографским способом Временные технические правила контроля качества и приемки монтажных работ и испытаний – ВТП. В этих правилах был обобщен опыт производства монтажных работ и испытаний спецтехнологического и спецтехнического оборудования стартовых позиций наземного и шахтного (группового) базирования ракет Р-12, Р-14 и Р-16. Они сослужили хорошую службу по ускорению обучения и вводу в строй молодых офицеров, прибывающих на укомплектование ВП и ИТН ОКС, позволили повысить надежность смонтированных систем.

Этими правилами охотно пользовались специалисты организаций Минмонтажспецстроя.

В середине 60-х годов начались ЛКИ, в последующем строительство БСП с одиночными стартами для ракет нового поколения, РС.

Для повышения как качества монтажных работ и испытаний, так и персональной ответственности за выполнение и приемку работ, была организована разработка силами проектно-конструкторских бюро, специализированных монтажных и пуско-наладочных организаций технологических процессов производства работ и испытаний, а также маршрутных паспортов (монтажно-технологической документации –МТД), по которой осуществлялось производство и операционный контроль, и приемка монтажных и пуско-наладочных работ. В маршрутных паспортах ставили свои подписи как лица, ответственные за производство работ, так и лица их контролировавшие.

Перед тем, как быть переданной на объекты серийного строительства МТД отрабатывалось на головных объектах, специально создаваемыми для этих целей группами специалистов.

В последующем повсеместное внедрение МТД в практику строительства объектов РВ показало ее высокую эффективность. Применение ее способствовало не только повышению качества работ, но и сокращению сроков их проведения. Группа специалистов Минмонтажспецстроя и Минобороны за разработку и внедрение МТД в практику строительства была удостоена государственной премией. В числе лауреатов – Замглавкома РВ М.К.Деревянкин, начальник отдела ГИУРВ Г.А.Серков. Перечисленные выше мероприятия наряду с повышением квалификации офицеров контрольно-приемного аппарата (ВП, ИТН) путем обучения их по специальным программам в ведущих институтах и проектно-конструкторских организациях МОМ, Минмонтажспецстроя, Минугольсвязи (Каскад), позволили обеспечить заданный уровень качества работ и как следствие этого надежную работу смонтированных систем.

Отдельные дефекты монтажа выявлялись в период проведения первого, после постановки на боевое дежурство, регламента. Организацией анализа выявленных дефектов монтажных работ и выработкой мер по их дальнейшему недопущению в 67-71 годах занимался возглавляемый мной в этот период отдел. Большую практическую помощь в этой работе оказывала нештатная группа надежности, созданная при отделе. В нее входили наиболее подготовленные специалисты из специализированных и комплексных ВП.

Интегральный результат перечисленных мероприятий, проводимых в период строительства БСП ОС, – не было случаев срыва проведения учебно-боевых и партионных пусков из-за недостатков в работе систем наземного оборудования по причине некачественного монтажа.

Мой вклад в создание стройной системы производства работ по отработанным технологически процессам, совершенствованию методики контроля качества и приемки работ, подготовке кадров ни на государственную премию, ни на правительственные награды не потянул. Но – начальником отдела (штатная категория полковник) я был назначен в майорском звании, минуя ступень заместителя. Заместителем начальника управления (штатная категория полковник - генерал-майор) я был назначен в звании подполковника в 1971 г. В этой должности я прослужил до октября 1986 года. Был уволен в запас на 58 году жизни, и то по болезни.

Одновременно с вышеуказанной работой мне приходилось выполнять целый ряд разовых поручений командования – участвовать, а иногда и возглавлять, работу разного рода комиссий и групп. К примеру:

·        Комиссия, возглавлявшаяся Лановенко. В задачу этой комиссии входило – ревизия оборудования стартовых комплексов наземного и шахтного (группового) базирования ракет РСД и МКР, находящегося в эксплуатации за пределами гарантийных сроков. В результате работы этой комиссии был разработан и реализован комплекс мер, обеспечивающих нормальную работу стартового оборудования до момента снятия с боевого дежурства. Моя работа в этой комиссии была отмечена Орденом Трудового Красного знамени. Чтобы покончить с орденами, а у меня их два, то второй орден «За службу Родине в Вооруженных Силах III степени» я получил за участие в создании наземной инфраструктуры космодрома Байконур, обеспечившей успешные запуски космических аппаратов военного и гражданского назначения.

·        Комиссия, возглавляемая Зубковым (на этапе снятия с боевого дежурства одного из полков дивизии, дислоцированной в ПГТ Дровянная Читинской области и постановке на боевое дежурство после переобуродования), и мною на этапе отработки спецтехнологического и спецтехнического оборудования шахтных сооружений ОС, КП, кабельных линий с СДУК, с целью перевооружения полков Читинской армии ракетами УР100К.

·        Государственные комиссии, возглавлявшиеся А.Г.Фунтиковым и В.М.Рюмкиным, созданные для ЛКИ на полигоне Плесецк мобильного ракетного комплекса ракеты «Тополь» и на полигоне Капустин Яр мобильного комплекса РСД «Скорость».

·        Комиссии, создававшиеся для отработки систем охраны и обороны стартовых позиций «ОС – Охра», ИРС «Ярус».

·        Комиссии, создаваемые из представителей МОМ, Минмонтажспецстроя, ГУССМО, Каскад, проектных и конструкторских организаций для оказания практической помощи в решении вопросов, обеспечивающих своевременный ввод БСП (г.г. Хмельницкий, Первомайск, Татищево, Карталы, Алейск).

·        Комиссии, создаваемые Главкомом РВ из представителей ракетных войск и строительных организаций для контроля соблюдения мер противодействия иностранным техническим разведкам.

Кроме этого, мне неоднократно (до 100 дней в году в командировках) приходилось выезжать на строящиеся объекты для решения самых разнообразных вопросов. Это было участие в разрешении конкретных ситуаций, возникающих в ходе монтажных работ, определении причин появления выявленных дефектов в смонтированных системах и агрегатах. География этих командировок простиралась от Мукачево (Закарпатская область Украины) до г.Анадырь (Чукотский автономный округ), станция Кола (Кольский полуостров), Джангиз Тобе (Казахстан). Практически не было объектов РВ, где бы мне ни пришлось побывать.

Прочтя все изложенное выше, кто-то может задаться вопросом – Зачем все это написано? А затем, чтобы показать, что ординарный офицер, попавший в армию из студентов по спецнабору, смог сработать не хуже офицеров, пришедших в ракетные войска с других родов войск, окончив до поступления в академию среднее училище и имевших опыт службы в войсках.

Даже если не учитывать генералов и офицеров, благодаря исключительному трудолюбию, обостренному чувству ответственности за полученное дело, хорошей теоретической подготовки полученной в период обучения в лучших ВУЗах страны, постоянному совершенствованию своих знаний в процессе службы, удостоенных высоких воинских званий, почетных и научных званий, государственных премий и правительственных наград, занимавших высокие должности, таких как В.М.Рюмкин, Н.В.Кравец, В.С.Еремеевский, В.П.Долбанов, то и сотни других офицеров из студентов внесли достойный вклад в развитие и становление РВ СН.

Большинство из них закончили службу в звании полковник, как минимум подполковник. Они занимали солидные должности начальников Управлений, заместителей начальников Управлений, начальников и заместителей начальников отделов в Центральном аппарате, районных инженеров, старших военпредов, научных сотрудников в научно-исследовательских институтах, заведующих кафедрами и преподавателей в Академии и Высших военных училищах, ведущих специалистов испытательных управлений полигонов.

Все написанное выше относится и к С.Т.Денисенко,  Н.Ф.Тишкову,  В.М.Графскому,  П.П.Фалалееву, М.Харитонову,  А.В.Ковалеву,  Ремидовскому.

Пусть не обидятся на меня те, фамилии которых не удержала стариковская память. Все изложенное выше дает мне право не согласиться с написанным Г.Н. Малиновским в книге «Записки ракетчика», где он негативно оценил вклад офицеров спецнабора в становление и развитие РВ СН. Правда, речь шла о войсковых должностях.

Все дело, видимо, в том, насколько правильно использовались офицеры из студентов. Колоть орехи можно и микроскопом, но правильно ли это?

Глубокоуважаемый Георгий Николаевич! По моему твердому убеждению
спецнабор поставленные задачи выполнил
.

Hosted by uCoz