Оганян В.А. ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО РОССИЯ
(О судьбах народов, сплетенных в узел |
|
|
Мой отец, поручик Русской армии Арам Оганян, воевал в Первую Мировую на Кавказском фронте, проходившем через середину Армении и оставившем на ней неизгладимый шрам. |
Удачливым мнится, что их отметил Бог. «Мы выше всех»,- пели по-немецки войска, идущие на Москву.«А мы выше вас»,- ответил им с крыши Рейхстага богоизбранный русский язык. «Бог выбрал НАС»,— послышалось с Британских островов…
А может, Бог создает народы, а лучшего выбирает судьба? А по какому критерию? Самая многолюдная страна – Китай; самая богатая – Америка, но самая великая – Россия. Чтобы владеть шестой частью Земли, нужно обладать силой, умом, характером.
А характер народа и есть его судьба. Это он роднит языческого князя, прибившего «свой щит на врата Цареграда» с христианами, одолевшими Орду, и атеистами, отстоявшими Сталинград.
О, Россия – хозяйка гор, лесов, полей и рек! Одни боятся нрава твоего и прочь бегут, не выдержав твоих суровых будней. Другие завидуют твоей судьбе и просятся под надежное орлиное крыло. А третьи – целятся в тебя. Твои границы так длинны, что где-нибудь да задымит война.
Война не проявление чьей-то злобной воли. История есть конкурс народов, соревнующихся за сохранение или повышение уровня своей ниши в иерархии международного сообщества.
Из пяти тысяч народов Земли всего две сотни смогли построить собственные государства, и лишь несколько великих воздвигли империи. Среди них — русский народ, пренебрегающий благополучием ради славы.
В Древнем Риме многие свободные граждане питались хуже рабов, но гордились тем, что предписывают законы другим народам. Не то же мы видим в России, названной Третьим Римом?
Русский народ тоскует по славе. Именно русский философ сказал, что жизнь без победы не нужна.И недаром Россия из мирян к лику святых причисляла только воинов.
Нет, не случайно из множества рассказов отца у меня сложился образ русского офицера, водившего в атаку своих солдат в полный рост с шашкой в поднятой руке, не сгибаясь (солдатам сгибаться разрешалось).
А вот, вижу отца на коне, чуть не сорвавшемся в пропасть в кромешной тьме. Слышу грохот скатывающихся камней, выбитых копытами коня, отчаянно карабкающегося вверх, далекий всплеск воды со дна ущелья. И вскрикиваю: держись, отец, иначе я не появлюсь на этот свет.
Будто не он, а я слышу вой подлетающей мины и, угадав место падения, отодвигаюсь в сторону; нас накрывает поднятой на воздух землей. «Отец, - кричу, - выройся и встань! Иначе не родится сын мой, названный именем твоим!».
Будто я вместе с ним стреляю из пулемета по туркам, атакующим поезд с беженцами, и слышу, как из вагона, подобно команде «В ружье!» звучит армянская колыбельная:
«Проснись, сынок, оборони меня…».
Судьба сохранила отца между жерновами двух империй, разорвавшими на лоскуты Армению и перемоловшими половину нашего народа. Может, сохранила для того, чтобы через сто лет родилась моя внучка, которая когда-нибудь с любовью и надеждой споет над колыбелью:
«Расти, сынок, оборони страну».
О конце войны отец не любил говорить. Тоска по утраченному родному краю, горечь поражения, потеря близких иногда звучала в песнях.
«Умер бедняга в больнице военной, долго родимый страдал.
Похоронили его на чужбине, вечная память ему…»
Народ бережет солдатские могилы. Строит мемориалы, зажигает вечные огни… Но лучший памятник воинам, павшим за родину, — это Великая Россия, «непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед»!
Текст прочитан на концерте в Центральном Доме ученых и с некоторыми сокращениями опубликован в «Литературной газете» (19-25 февраля 2014 года).