В.П. Исаев
Первый в СССР подвижный вычислительный центр |
Доклад посвящён истории разработки и эксплуатации вычислительных центров (ВЦ) для управления собственно войсками, их силами и средствами, а не оружием или военной техникой. Таким образом, речь идёт об ЭВМ военного назначения, используемой для автоматизации всех процессов управления войсками в их повседневной деятельности. Это штабная работа в обычных условиях или, условно говоря, « боевая» — при проведении командно-штабных учений (КШУ) в войсках, военных округах, на маневрах и других мероприятиях.
Наличие такого ВЦ в войсках позволило бы оперативно решать на ЭВМ конкретно возникающие информационно-расчётные задачи (ИРЗ). Конечно, такие задачи должны быть заранее запрограммированы с использованием военно-математических моделей и методов. Целью решения таких ИРЗ является поиск наиболее приемлемых вариантов действий, повышающих оперативность работы штабов и большую обоснованность принимаемых командованием решений (боевых приказов).
Однако для этого необходимо взаимодействие командования с ЭВМ, если не в диалоговом режиме, то хотя бы в «шаговой доступности», образно говоря, имея ЭВМ «у себя под боком». А так как войска перемещаются, то и ЭВМ должна быть мобильной. Это, во-первых. А во-вторых, так как заранее, априори определить весь круг задач, подлежащих решению в той или иной оперативно-тактической обстановке, нереально, то следует вывод, что используемая ЭВМ не может быть специализированной, а должна быть универсальной по своим вычислительным возможностям.
И вот, в 1960 г. Генеральный штаб ВС СССР (Генштаб) поручает ЦНИИ‑27 МО – головному институту в области автоматизации управления войсками – разработку Технического задания (ТЗ) на создание серии мобильных ЭВМ для армейского и фронтового (окружного) звена под кодовым названием «Бета». Задание, как я помню, было разработано в 1961 г. и ориентировано на Пензенский НИИУВМ (главный конструктор (ГК) Б.И. Рамеев). Но по неизвестным мне причинам работа не началась, и дело зашло в тупик. Оговорюсь, как мне стало известно сейчас, спустя 50 лет, полноценные мобильные ЭВМ «Бета‑2» (ГК А.М. Ларионов и В.И. Штейнберг, НИЦЭВТ) на базе ЭВМ «Ритм‑20» появятся лишь через 10 лет - в 1972 г, а «Бета‑3М» с ЭВМ А‑40 («Аргон», ГК В.И.‑Штейнберг) - в 1980 г. Последняя - не только мобильная, но и работающая на ходу. Жаль, что только через 18 лет.
Итак, в 1962 г. нужной для армии подвижной ЭВМ не было ни в Минобороны, ни в стране. В этих условиях Генштаб принимает в 1962 г. достаточно нестандартное решение и новой Директивой поручает ЦНИИ‑27 МО:
- во-первых, в кратчайшие сроки (1 год) спроектировать, заказать производство, отладить и ввести в «боевую» эксплуатацию мобильный ВЦ (примерно с общим замыслом «Бета»), взяв за основу какую либо из производимых в Союзе ЭВМ общегражданского назначения, приспособив её к специфическим условиям функционирования (в официальных документах проект был назван «подвижный вычислительный пункт (ПВП) или объект «Платформа». (Вероятно вначале «Платформа» рассматривалась как временный паллиатив в ожидании «Бета» и не сразу получила статус ВЦ, хотя впоследствии реально созданный комплекс превосходил по своим возможностям даже стационарный ВЦ-1 МО;
-во-вторых, в эти же сроки разработать, запрограммировать и отладить комплекс задач для использования при проведении КШУ (командно-штабных учений) в масштабе фронта (округа), с участием войск и военной техники, для командно-штабных игр штабов, военных академий и других учебно-показательных мероприятий.
Автор доклада был назначен руководителем проекта «Платформа» и одновременно ответственным исполнителем по всему комплексу специфических военных и конструкторских вопросов. Трудность работы заключалась в новизне проблемы, в том, что засекреченность подобных разработок не позволяла какое-либо заимствование из-за рубежа, на которые мы часто ориентировались. «Мы, как говорил профессор К.К. Колин, не только не знали, что делается «там», но, образно выражаясь, не знали даже, что делается за соседним забором отечественными институтами» (в том числе, добавлю от себя, не знали и о созданной ГК Я.А. Хетагуровым в 1962 г. подвижной, но узкоспециализированной ЭВМ «Курс‑1» для обработки информации с радиолокационных узлов). Мне лишь предоставили малоинформативную фотографию американской ЭВМ «Мобидик», видимо как некий ориентир в работе (фото 1).
Остальные требования в наиболее общем виде сводились к тому, что ЭВМ, установленная в автофургоне объекта «Платформа», должна обеспечивать необходимую производительность (объём решаемых ИРЗ в заданное время), надёжность работы после перемещений по грунтовым дорогам, которая определялась в 100 часов безотказной работы (исходя из продолжительности КШУ в 3-5 суток), практическую работу «с колёс», т.е. с готовностью к работе с марша не более 1 часа (это примерное время развёртывания штабов и соответствующих служб обеспечения после передислокации). Внешние климатические условия задавались лишь по температуре (от -30 до +40°С), допустимые ударные нагрузки и перегрузки определялись как толчки при передвижении и преодолении участков бездорожья (не более 6‑8g). В целом всё было сформулировано в общем виде и одновременно достаточно жёстко. Среди выданных требований первое – производительность – относилось к выбору ЭВМ с необходимыми характеристиками, а второе – надёжность – к перечню конструкторских, технологических и других доработок, обусловленных условиями эксплуатации.
Так началась работа над проектом «Платформа». Очевидно, что первый этап заключался в выборе подходящей универсальной отечественной ЭВМ, естественно, 2‑го поколения, на полупроводниковых элементах. К началу 1960‑х годов в стране приступили к разработке ЭВМ этого поколения, так как к этому времени относится начало промышленного выпуска отечественных полупроводниковых элементов, т. е. появилась новая элементная база. В основном в разрабатываемых ЭВМ использовались дискретные плоскостные транзисторы марок П15, П16 и др. Использование полупроводников существенно улучшило все характеристики ЭВМ: резко уменьшились габариты и потребляемая мощность, возросли вычислительные возможности (быстродействие, объём оперативной памяти), появился ряд новых схемно-архитектурных решений и, в том числе, принципиально новых системно-программных средств.
К этому времени в той или иной степени готовности находились примерно сходные по характеристикам ЭВМ: Минск-2, БЭСМ-4, Днепр, Урал-2, Раздан-2. После ознакомления на производстве в Минске, Киеве, Пензе и Ереване стало очевидно, что в своём «первозданном» виде ни один из возможных образцов нам не подходит.
Не вдаваясь в подробный анализ особенностей (преимуществ и недостатков) той или иной модели, наш выбор был сделан в пользу ЭВМ «Раздан-2» (ЕрНИИММ, Главные конструктора Е.Л. Брусиловский, Б.Б. Мелик-Шахназаров, Ф.Т. Саркисян). Общий вид машины «Раздан-2 «показан на фото..
В выборе этой ЭВМ для нас – разработчиков проекта «Платформа» был целый ряд преимуществ, главным из которых была готовность ЕрНИИММ выполнить в сжатые сроки достаточно существенные конструктивно-технологические доработки. Это был большой «плюс», что, естественно, нас подкупало.
Можно было приступить к конкретной модернизации ЭВМ с целью обеспечения её работы в условиях подвижной военно-полевой эксплуатации на основе разработанного нами ТЗ, принятого Исполнителем и утверждённого Заказчиком.
Прежде всего, необходимо было добиться от серийной ЭВМ более высоких характеристик, главным образом по надёжности. Расширить спектр сервисных услуг, разработку более детальных тестовых и диагностических программ, более, образно говоря, толковых инструкций по эксплуатации, учитывая, что ПВП «Платформа» предназначался для эксплуатации в войсках. Предполагалось, что в случае успешных испытаний он будет заказан для большинства военных округов (для справки: их в СССР было 16 , в новой России – стало 7 , а после модернизации ВС РФ – всего 4).
Следующим и, наверное, основным требованием было конструктивно доработать ЭВМ применительно к специфическим условиям эксплуатации, а именно: размещению аппаратуры в ограниченном пространстве, обеспечению её сохранности и работоспособности в условиях механических (при передвижениях) и климатических воздействий.
Здесь следует отметить существенную, на мой взгляд, особенность проекта «Платформа». Будучи заказчиками только средств вычислительной техники, мы сами являлись и разработчиками мобильного ВЦ в целом. Именно таковой была моя роль формально не назначенного ни ГК, ни НР, а ответственным исполнителем работ от ЦНИИ 27 МО по объекту «Платформа». И чтобы достичь требуемого результата приходилось выполнять все эти функции, брать на себя ответственность и как ГК, и как НР разработки, быть военпредом, снабженцем, дипломатом.
Поясню конкретно. Кроме ЭВМ надо было одновременно выбрать и всю инфраструктуру мобильного ВЦ, а именно: фургон-полуприцеп для размещения оборудования, автотягач седельного типа, достаточно мощный кондиционер, передвижную дизель-электростанцию, связную радио- и телеграфную аппаратуру и многое другое. При этом всё нужно было выбирать последних модификаций (не старше 1958 г.), из перечня рекомендованных для использования в Минобороны, а всё это заранее распределялось, производилось в разных городах. Нужны были так называемые «фонды», дополнительные согласования, финансирование и т. д. А сроки поджимали. Ведь получив необходимые фонды и оборудование, надо было организовать его транспортировку по ж.д и собрать в одном месте – в Ереване на опытном заводе ЕрНИИММ в пригороде Еревана в Чорбахе.
В результате, выполнив далеко не свойственные нам обязанности, как говорят, «в сухом остатке» мы получили все основные компоненты проекта, а именно:
- термоизолированный цельнометаллический фургон-полуприцеп типа 828 производства Уралмашзавода с необходимыми (максимально возможными) габаритами (площадью пола и высотой), грузоподъёмностью и проходимостью;
- дизель-электростанцию мощностью 30 кВт в мобильном варианте исполнения, установленную на двухосном шасси с расходом топлива 8 л/час при ёмкости топливного бака 100 л производства Ярославского моторного завода; кондиционер типа КС-4,5Б Мелитопольского завода холодильного машиностроения;
- автотягач седельного типа марки ЗИЛ-157 (Москва) – трехосный полноприводный автомобиль с устройством регулирования давления в шинах колёс (что было важно для нас, так как обеспечивалась хорошая проходимость на дорогах с разным покрытием).
Итак, главное было определено: из наиболее приемлемых выбран и доставлен на завод кузов-фургон с площадью нижнего яруса пола – 16 кв. м. и так называемого приступка – 4 кв.м., с наибольшей высотой 1,9 м. Это позволило начать конкретную разработку, состоявшую по части «железа» из решения следующих 3-х основных задач:
· размещения ЭВМ в кузове;
· обеспечения защиты устройств, блоков и других элементов ЭВМ от механических воздействий;
· доработки системы обеспечения климатики с учётом ограниченного объёма размещения ЭВМ, а, следовательно, и теплообмена, и в то же время с наличием кондиционера с достаточной холодо- и теплопроизводительностью.
Первая задача – размещения ЭВМ – была достаточно быстро решена КБ завода (возглавлял А.Г. Мирюкян). Здесь я не привожу эту схему (она есть), потому что её мы не приняли, несмотря на то, что она не требовала существенных дополнительных затрат на переделку всего монтажно-кабельного «хозяйства», связывающего все устройства в единую ЭВМ. А эта перетрассировка при производстве ЭВМ являлась одной из самых трудоёмких операций. Правда, ферритовый «куб» оперативной памяти (ФОП) отключался от ЭВМ и размещался во время передвижения «Платформы» на специальной амортизированной конструкции вне ЭВМ. Действительно, опасения за сохранность ФОП имели под собой веские основания: ведь тряске подвергались порядка двухсот тысяч ферритовых колец с явно выраженными абразивными свойствами, через каждое из которых проходило несколько тонких эмалированных проводов, пропускающих во время работы токи «считывания», что могло приводить к «пробою» и отказам в работе, а ремонт в полевых условиях был практически не реален. Однако предложенная нам концепция не устроила нас в главном. Наш отказ основывался на нашем опыте работы на ранее выпущенных «Разданах» в ВЦ АН АрмССР, где мы предусмотрительно прошли небольшую практику. Как выяснилось, надёжность ЭВМ «Раздан-2» даже в стационарных условиях эксплуатации не удовлетворяла требованиям выданного ТЗ (в частности, по времени наработки на отказ).
В поисках выхода мною был предложен свой проект создания мобильного ВЦ, главное в котором было следующее: заказ второй ЭВМ «Раздан-2» и установка их обеих в одном кузове, а все устройства подготовки данных, связи, контрольно-поверочной аппаратуры, различные стенды, расширенный комплект ЗИПа, кабельное «хозяйство» и другое необходимое оборудование должны размещаться в кузове другой автомашины, в качестве которой я предложил выбрать армейский КУНГ, установленный на шасси такого же ЗИЛ-157. Последний мог выполнять транспортировку дизель-электростанции, что делало бы объект «Платформа» более манёвренным. В КУНГе же на позиции во время проведения КШУ мог размещаться персонал операторов, подготавливающих входную информацию на перфораторах, телеграфных аппаратах, а также рабочие места офицеров-посредников для работы с документами. В отдельном отсеке КУНГа предлагалось установить мотор-генератор с мощным маховиком, который позволял бы получать необходимое для ЭВМ высоко стабильное электропитание даже при кратковременных сбоях (до нескольких минут) в работе дизель-электростанции. Впоследствии эта двухступенчатая схема электроснабжения себя полностью оправдала. Обо всём этом я доложил своему руководству и Заказчику, которые согласились с моими доводами, полностью поддержав предложенный проект (концепцию) создания мобильного вычислительного комплекса. Но тут заупрямился основной исполнитель проекта – ЕрНИИММ, который со свойственным ему «кавказским менталитетом» стал доказывать, что ЭВМ «Раздан‑2» — лучшая (в своём классе) в Союзе, в том числе и по надёжности и что нет необходимости в дублировании, в создании полноценного «горячего резерва». Однако был найден, хотя и трудный для нас, компромисс: Заказчик, т.е. ЦНИИ‑27 берёт на себя ответственность за компоновку ЭВМ и другого оборудования, а также за ряд конструкторских работ. Кроме того, пролонгировался срок сдачи проекта на 3 месяца с обязательством поставки всего дополнительного оборудования в течение одного месяца. После этого работы возобновились с участием группы конструкторов ЦНИИ‑27, откомандированных в Ереван (группу возглавлял Н.П. Нуждин).
В результате совместной работы компоновка 2-х ЭВМ в полуприцепе с выносом внешних устройств в КУНГ была успешно завершена и утверждена мною от имени ЦНИИ-27 и директором ЕрНИИММ Ф.Т. Саркисяном 19 декабря 1963 г. (фото слева).
Оставался трудоёмкий этап конструкторских доработок по обеспечению защиты всего оборудования от механических и климатических воздействий, который также был успешно решён в заданные сроки (фото справа).
Коротко о мерах, принятых для защиты от механических воздействий. К главным из них следует отнести:
- создание в кузове под фальшполом утяжеляющей полутавровой обрешётки для крепления дополнительных буферных пружинных амортизаторов для всех шкафов и стоек, а также создания «номинальной» для полуприцепа весовой нагрузки, при которой обеспечивается наибольшая плавность хода автотехники;
- раздельное закрепление блочно-ячеечной конструкции ЭВМ, а именно ячеек в блоках (ТЭЗов) с помощью гребенчатых дополнительных крышек на двухсторонних пружинных застёжках, а блоков – с помощью стальных легкосъёмных штанг с пористой резиной, т. е., выражаясь современным языком, по системе 3D;
- закрепление всех стоек и устройств силовыми пружинами-растяжками, обеспечивая в совокупности с утяжелением стоек эффект «Ваньки – Встаньки». Некоторые конструктивные решения показаны на фото 5 и 6.
Климатическая защита для поддержания в кузове необходимой температуры и влажности обеспечивалась за счёт следующих основных мероприятий:
- установки в кузове кондиционера с высокой холодо- и теплопроизводительностью
- выноса из всех стоек ЭВМ вторичных источников электропитания (а следовательно, и тепла) в отдельную стойку с автономной системой вентиляции и охлаждения;
- изменения системы вентиляции самой ЭВМ, а именно изменения конструкции воздуховодов (в частности, из-за низкого потолка кузова) и увеличения мощности основных (штатных) и установки дополнительных вентиляторов.
Приведу небольшую справку: согласно паспорту ЭВМ «Раздан‑2» гарантировала устойчивую работу в диапазоне температур от +10 до +35°С. Однако, не доходя до нижних границ, начинались отказы в механике (печать, лентопротяжки), а верхнюю границу не выдерживали полупроводниковые элементы. Экспериментально был установлен оптимальный режим работы ЭВМ при температуре в машине в диапазоне от + 20 до +30°С.
Выполнив все необходимые доработки, ЕрНИИММ в декабре 1963 г. представил весь объект «Платформа» на заводские испытания. Характеристики объекта представлены на фото 7.
Заводские испытания ПВП «Платформа» продолжались двое суток с пробегом в 200 км по достаточно пересечённой местности (полуубранные хлопковые поля Араратской долины) и, пройдя в целом успешно, выявили в то же время ряд недоработок различного характера. В течение двух месяцев они были устранены и объект «Платформа» был официально представлен Заказчику для проведения приёмо-сдаточных испытаний. Общий вид ПВП «Платформа» представлен на фото 8.
Согласно Директиве Генштаба от 19 марта 1964 г. Комиссия Минобороны в составе 7‑ми человек под председательством заместителя начальника 5‑го ГУМО А.С. Подзорова (заместители председателя – В.П. Исаев и Ф.Т. Саркисян) провела в Ереване первый этап приёмки. Он включал приёмку документации, всей техники объекта, включая тестовые решения на ЭВМ с марш-бросками. Было принято решение о проведении второго заключительного этапа в Москве.
Он должен быть осуществлён после испытательного пробега-перегона объекта своим ходом по маршруту: Ереван – Дилижан (через Семёновский перевал) – Шамхор – Баку – Дербент – Махачкала – Хасавьюрт – Грозный – Назрань – Беслан – Нальчик – Минводы – Пятигорск – Армавир – Ростов-на-Дону – Новочеркасск – Харьков – Белгород – Курск – Орёл – Тула – Москва, общей протяженностью в 3 500 км, который был проделан за 9 дней. Такой маршрут был выбран Комиссией исходя из того, что Армения не имеет сухопутных границ с Россией, а Военно-Грузинская (более короткая) дорога закрыта в это время года. Для обеспечения пробега мне было выдано специальное удостоверение, достаточно оригинального, но, как оказалось, очень полезного содержания. Оно представлено на фото 9.
Несколько забегая вперёд, скажу, что, занимаясь конструкторскими работами, связанными с ЭВМ, мы одновременно решали и вторую задачу, поставленную перед нами Директивой Генштаба, – а именно подготовкой пакета ИРЗ, которые надо было представить на КШУ летом 1964 г. С этой целью мы проделали следующую работу:
во-первых, изучили всю документацию по ЭВМ «Раздан-2», участвовали в наладке этих машин;
во-вторых, как я уже упоминал, прошли кратковременную стажировку в ВЦ АН АрмССР у акад. С.Н. Мергеляна;
в-третьих, заблаговременно передали в Москву (в ЦНИИ-27) всю необходимую программистам документацию. А офицеры-постановщики и разработчики ИРЗ для Управлений Генштаба и Сухопутных войск выбрали из уже апробированных и эксплуатируемых в ВЦ (на ЭВМ «Стрела») необходимый перечень первоочередных задач. Нашим программистам оставалось перевести их вручную на машинный язык ЭВМ «Раздан-2» и в дальнейшем отладить их на новой машине, так как никаких средств эмуляции или иных автоматических средств в то время не существовало. Но эти хорошо отработанные задачи с контрольными примерами значительно облегчили и ускорили дело. По прибытии техники в ЦНИИ‑27 сразу же началась их реальная отладка, и уже к июню 1964 г. первоначально необходимый перечень задач был готов.
Отмечу, что испытательный пробег прошёл для ПВП достаточно благополучно, хотя сам перегон был крайне насыщен разнообразными, в том числе и опасными ситуациями, о чём можно косвенно судить даже по его маршруту. Но всё обошлось.
В Москве Комиссия провела второй (заключительный) этап приёмо-сдаточных испытаний, и 16 апреля 1964 г. был подписан акт приёмки ПВП «Платформа». С этого момента она вступила в эксплуатацию и начала свой нелёгкий «боевой» путь.
В результате уже в июне 1964 г. «Платформа» успешно участвовала в своём первом КШУ войск Московского военного округа, получив высокую оценку командующего генерала армии А.П. Белобородова.
В этом же году ПВП «Платформа» была официально принята в Минобороны «на снабжение» (такая формулировка существует и сейчас по отношению к военной технике), а сам ПВП получил статус мобильного ВЦ окружного (фронтового) звена со своим штатом, снабжением, финансированием, а я назначен и был его бессменным начальником. Этой же директивой Генштаба к разработке новых задач были привлечены практически все военные академии, а также ряд новых управлений Минобороны, таких как ЦУП ВОСО, ЦВМУ и др. Периоды между КШУ мы использовали для существенной модернизации нашего мобильного ВЦ. Главное, что было сделано в это время:
-удвоение оперативной памяти каждой ЭВМ за счёт резервного ферритового «куба», который придавался в виде ЗИПа, поскольку считался одним из самых уязвимых в механическом отношении узлов ЭВМ;
-дополнительное встраивание ПЗУ на ферритовых сердечниках такого же объёма для хранения стандартных, а также наиболее используемых программ и констант;
-и наконец, самое главное, реализация совместной работы двух ЭВМ, т.е. режим комплексирования однотипных машин. Это было достигнуто в «Платформе» в 1964 г. что, насколько мне известно, было сделано на несколько лет раньше других разработчиков. Возможно, что в то время комплексирование было ещё кем-то осуществлено, но мне это было неизвестно ни тогда, ни в настоящее время.
Совместимость, необходимая при комплексировании ЭВМ в «Платформе» обеспечивалась практически во всех аспектах: аппаратном, программном, информационном. Между машинами мог осуществляться обмен как данными, так и программами. Это давало возможность работы вычислительного комплекса (ВК) в нескольких режимах, например, решение одной и той же задачи по частям или одновременно на разных машинах, работа с общим полем оперативной или внешней памяти, перекрёстное использование различных устройств ЭВМ ит.д.
Всё это резко повысило надёжность, производительность и вычислительную мощность мобильного ВЦ. Один из вариантов работы с общим полем оперативной памяти показан на фото слева.
Естественно, что необходимо было организовать режимы приостановки и прерывания, для чего были сформированы несколько новых команд и дополнительные схемы управления. Центральный (дополнительный) пульт управления работой ВК показан на фото справа.
Таким образом, по современному представлению о комплексировании ЭВМ, в «Платформе» в той или иной степени была разработана и внедрена совместная работа двух однотипных ЭВМ на 1‑3 уровнях. Считаю, что могу утверждать, что сделанное было не просто «апгрейдом», а это были новаторские, пионерские решения. Созданный совместными усилиями ЕрНИИММ и ЦНИИ‑27 МО мобильный ВЦ «Платформа» непосредственно в войсках решал широкий класс задач по автоматизации управления ими.
За пятилетний период эксплуатации мобильный ВЦ «Платформа» участвовал в КШУ более чем в 10 военных округах (кроме Среднеазиатских и Дальневосточного), многочисленных командно - штабных играх (особенно дважды в год в Военной Академии Генштаба), в других учебно-демонстрационных мероприятиях. Каждое участие в них имело свои особенности и каждое оставило в памяти её участников свой след. Общий вид размещения «Платформы» на одной из позиций на КШУ показан на фото 13.
Остановлюсь только на одном – знаменитом и наверное самом масштабном КШУ в истории Советских Вооружённых сил. Это были совместные учения трёх военных округов: Белорусского, Киевского и Прикарпатского, начавшиеся 24 сентября 1967 года под кодовым названием «Днепр». На учения «Днепр» были впервые приглашены все министры обороны соцстран, входящих в Варшавский договор. Руководил учениями лично министр обороны СССР маршал А.А. Гречко. На учениях также впервые присутствовали члены ПБ ЦК КПСС во главе с Генсеком Л.И. Брежневым , бывшим в то время Председателем Совета Обороны СССР, а также члены советского правительства, чего никогда раньше не было в истории Вооружённых сил СССР.
Главная цель учений – вопросы стратегического планирования и управления войсками во фронтовой наступательной операции «северных» против «южных». Практически учениями руководил начальник Генштаба маршал М.В. Захаров, на своих постах присутствовали командующие родов войск, военных округов и начальники служб Минобороны. Учения проходили на территории Украины и Белоруссии в междуречье Днепра и Припяти.
Участвовали сухопутные войска, куда входили мотострелковые, воздушно-десантные, танковые и ракетные войска, войска ПВО, спецвойска: инженерные, химические, радио- и радиотехнические, ВВС, авто- и железнодорожные войска и др.
На учениях «Днепр» очень многое было применено и использовано впервые. Имитировался воздушный ядерный взрыв. Наносились реальные бомбовые удары авиацией и ракетами по условным целям (главным образом, сосредоточенным на военном полигоне под Черниговом). Работала артиллерия разных калибров, нанося удары огромной мощности.
Также было впервые:
· участие танковой дивизии в полном составе (более 300 танков), которые прошли под водой на глубине 3-4–х метров около 1-го км , форсируя Днепр, и выйдя на берег, одновременно ударили из всех стволов;
· масштабные действия в воздухе двух дивизий ВДВ, которые осуществляли десантирование вместе с боевой техникой (под командованием В.Ф. Маргелова);
· ударные действия истребителей-штурмовиков МиГ-17, которые «обрабатывали» площадки для приземления десантников Витебской и Псковской дивизий;
· сформированы штурмовые группы для овладения новыми плацдармами в ходе наступательной операции;
· на учении были успешно использованы только что принятые на вооружение боевые машины пехоты (БМП-1), высоко оцененные руководством страны.
В заключение учений «Днепр» участвующие в них войска и вся военная и спецтехника (и «Платформа» в том числе) прошли торжественным маршем по главной улице столицы Украины по киевскому Крещатику. Это была демонстрация военной мощи СССР для Европы, НАТО и Америки.
Мобильный ВЦ «Платформа» находился в районе командного пункта КШУ и активно участвовал в учении, проводя многочисленные расчёты, особенно связанные с оценкой радиационной обстановки, планирования сил и средств, расчётов по нанесению «противнику» гарантированного ущерба различными средствами (от артиллерии до авиации) и другие ИРЗ. Кроме обычных способов передачи данных и заданий на расчёты также впервые использовалось сбрасывание их спецвымпелами с вертолётов к месту дислокации ПВП «Платформа», так как вследствие «ядерного» удара давались вводные на временные потери в радиосвязи.
Мобильный ВЦ «Платформа» полностью справился с возложенными на него задачами в такой напряжённой и сложной обстановке. Действия всех участников КШУ «Днепр» получили высокую оценку высшего руководства страны, о чём сообщили центральные газеты Советского Союза от 28 сентября 1967 г., что также было впервые. Надеюсь, что из изложенного очевидно, что мобильный ВЦ «Платформа» в 1963- 1968 годах был первым и единственным ВЦ такого типа и более чем пятилетней эксплуатацией доказал свою эффективность в практической автоматизации управления войсками.
Он сыграл свою положительную роль в главном – в изменении взглядов военачальников на использование в своей командно-штабной работе средств вычислительной техники. Им, командирам-практикам, стали ясны роль, место, полезность и эффективность управления с использованием ЭВМ. Конечно, не одни мы помогли совершить этот сдвиг, но наш вклад здесь, несомненно, есть. Это с одной стороны, а с другой – чисто компьютерной – я полагаю, что при создании мобильного ВЦ «Платформа» нами – специалистами ЦНИИ‑27 МО был разработан и осуществлён ряд новаторских решений. Главным из них я считаю реализацию комплексирования двух однотипных ЭВМ, что явилось пионерским решением того времени.
Полагаю, что создание и многолетняя эксплуатация мобильного ВЦ «Платформа» коллективом сотрудников ЦНИИ‑27 МО в различных мероприятиях ВС СССР (эта славная история и её участники заслуживают отдельного изложения) является достойной страницей в истории как ЦНИИ‑27 МО, так и современных мобильных ЭВМ, у которых был реальный предшественник.
Доклад прочитан на 7‑й научно-технической конференции Политехнического музея на
секции «История и перспективы отечественной вычислительной техники»
09‑12‑2010 года.
Материал помещен в музей 26.01.2011.
Печатается с разрешения автора