Глотин Д.П.

К 50-летию полёта Ю.А.Гагарина

 

ЗЕМЛЯ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ.

Малоизвестные страницы истории Космонавтики.

  

1. Обеспечение и организация встречи космических экипажей корабля «Восток» в г. Куйбышеве.

 На полигоне «Байконур» в 1961-1963 г.  не было аэродрома способного принимать большие самолеты, такие как ИЛ-18, АН-10, ТУ‑134 и др. Он в основном принимал самолеты ИЛ-14. В связи с этим, по указанию главы государства Н.С. Хрущева было принято решение первых шесть космонавтов с мест приземления отправлять в город Куйбышев. Одновременно было установлено, что их встреча будет производиться на общем аэродроме двух заводов МАП: № 1 и № 18. После этих встреч космонавты вместе с членами Госкомиссии и сопровождающими их специалистами выезжали на дачу Куйбышевского Обкома КПСС, расположенную на просеке № 1 микрорайона «Поляна им. Фрунзе». На даче космонавты были обязаны доложить присутствующим о результатах выполнения полетного задания. Пять космонавтов из первой шестерки первого отряда космонавтов побывали в микрорайоне «Поляна им. Фрунзе» г. Куйбышева еще до полета в Космос. 16 марта 1961 года в 6.00 на двух самолетах ИЛ-14 они вылетели с аэродрома Чкаловский на полигон «Байконур» с посадкой в аэропорту г.  Куйбышева. В одном из этих самолетов прилетели Каманин, Гагарин, Попович, Нелюбов, в другом самолете — Титов, Быковский и Николаев. Их разместили на суточный отдых в санатории МО «Волга». Этот санаторий расположен на седьмой просеке микрорайона «Поляна им. Фрунзе» на берегу Волги.

Космонавты сутки отдыхали в этом санатории – играли в бильярд, шахматы, гуляли в парке на берегу р. Волги, а 17 марта 1961 года хорошо позавтракали в столовой санатория и теми же самолетами вылетели на полигон «Байконур». На полигоне они появились впервые. Там в это время проходила подготовка к запуску седьмого (последнего) беспилотного космического корабля «Восток» с манекеном и собакой «Звездочкой». С 18 по 25 марта 1961 г. космонавты знакомились технической и стартовой позицией полигона, с ракетой-носителем, космическим кораблем и технологией подготовки их к космическому полету. Они присутствовали при пуске этого космического корабля, затем им сообщили, что результаты работы седьмого космического корабля положительные, корабль штатно совершил посадку в Пермской области. После этого все шесть космонавтов возвратились в Москву.

Аэродром, на который прибывали космонавты, принадлежал одновременно двум авиационным заводам — № 1 (ныне «Прогресс») и № 18 МАП. Поэтому по решению Куйбышевского обкома КПСС для встречи космонавтов на аэродром допускались трудящиеся двух коллективов, и руководство завода № 1 и руководство обкома КПСС.

Отбор представителей трудовых коллективов для встречи космонавтов проводили парткомы заводов. Они получали списки администрации, профкома, комитета комсомола, дополняли списки своими представителями. Всем приглашенным на аэродром выдавали вкладыши к пропускам голубого цвета. Представителям обкома КПСС и руководителям завода выдавались красные вкладыши, они позволяли их владельцам находиться на бетонке вместе с представителями Госкомиссии. Районный инженер и старший военпред ВП №5 входили в число руководства завода № 1. Учитывая, что завод № 1 изготавливал и поставлял боевые ракетные комплексы Р7А и Р9А, журналисты на аэродром не допускались. Исключением была встреча Быковского и Терешковой, когда на аэродром был допущен один кинооператор.

Порядок встречи космонавтов на аэродроме определял Куйбышевский обком КПСС. Все космонавты после полета прибывали на заводский аэродром в разное время суток, чаще всего — во второй половине дня.

На Куйбышевском заводском аэродроме было четыре встречи космонавтов после полета – Гагарина Ю.А., Титова Г.С., Николаева А.Г. и Поповича П.Р., Быковского В.Ф. и Терешковой В.В.

При встречах космонавтов  трудящиеся двух заводов выстраивались у кромки бетонной площадки, располагаясь в двухшереножном строю в полосе ~ 50 м. Перед ними стояла шеренга милиционеров, стоявших на расстоянии 1 м друг от друга. Затем ближе к месту расположения госкомиссии стояла шеренга солдат внутренних войск. От руководства обоих заводов при встречах были директора заводов Литвинов В.Я. и Ельшин. Они уделяли особое внимание, тому чтобы их трудовые коллективы соблюдали порядок при встрече космонавтов.

Прибывший с космонавтами самолет останавливался на расстоянии приблизительно 100 метров от того места, где ожидала космонавтов Госкомиссия. Первым из самолета выходил космонавт и строевым шагом подходил с докладом к председателю Госкомиссии, рядом с которым находился С.П. Королев.

Остальные встречающие стояли на расстоянии 2-3 метров за спиной председателя Госкомиссии. В составе встречающих находился и секретарь Куйбышевского обкома КПСС Мурысев Александр Степанович.

Космонавты при докладе председателю Госкомиссии были одеты в спортивного вида костюм, входящий в состав скафандра.

Как правило, в числе встречающих состав Госкомиссии был неполным. От членов Госкомиссии присутствовал председатель Госкомиссии (Руднев К.Н. или Смирнов Л.В.), С.П. Королев, генералы Каманин, Мрыкин.

При встрече присутствовали дублеры космонавтов, врачи, представитель полигона Байконур полковник Кириллов А.С. На левом фланге встречающих трудящихся завода № 1 находилось примерно десять автомобилей «Волга», два автомобиля ГАИ, санитарный УАЗ.

После доклада космонавта Председателю Госкомиссии и обхода встречающих на бетонке аэродрома космонавт в сопровождении директора завода № 1 Литвинова В.Я. и директора завода № 18 Ельшина обходил строй трудящихся заводов. После этого все космонавты, все встречающие, члены Госкомиссии, руководство завода № 1, секретари обкома и горкома КПСС садились в легковые автомобили и в сопровождении автомобилей ГАИ ехали через весь город от завода № 1 до просеки № 1 микрорайона «Поляна Фрунзе» на дачу Куйбышевского обкома КПСС.

Герман Степанович Титов вспоминает встречу на заводе № 1 Ю.А. Гагарина: «Расселись по машинам, поехали. Я не мог понять, каким чудом куйбышевцы успели узнать, что за вереница идет по улицам заводского района. Я переживал за Юрия, ему необходимо было отдохнуть, надо было поскорее добраться до места».

Я позволю прокомментировать эти события. Они имели место четыре раза. По указанию первого секретаря обкома КПСС А.С. Мурысева было дано указание директорам заводов № 1 и № 18 и секретарям парткомов выделить по 100 человек для встречи космонавтов. Все присутствующие сообщали своим родственникам и знакомым маршрут и время следования кортежа. Это была первая утечка информации.

Вторая утечка информации исходила от секретаря Куйбышевского обкома КПСС, когда были отданы распоряжения: готовить дачу для приема космонавтов, МВД организовать охрану на аэродроме, обеспечить сопровождение кортежа.

Третья утечка информации исходила от командующего ПриВО, генерал-полковника Стученко, который обязал санаторий «Волга» принять 30-50 человек, прилетевших с полигона «Байконур» членов Госкомиссии и офицеров ВВС и РВСН для встречи с космонавтами.

Эти три источника утечки информации выводили на улицы города Куйбышева большое количество любопытных граждан.

Санаторий «Волга» находился на седьмой просеке микрорайона «Поляна им. Фрунзе». Это было всего в 500-600 м от обкомовской дачи.

Дача обкома КПСС - маленькое трехэтажное здание в нескольких метрах от берега Волги. Зал заседаний находился на втором этаже, на первом этаже находились бытовые комнаты. На третьем этаже находились спальные номера с балконами в сторону Волги.

После приезда космонавта с заводского аэродрома на дачу Куйбышевского обкома КПСС объявлялось время проведения заседания Госкомиссии.

Космонавт докладывал через микрофон свои впечатления о полете, его при этом никто не перебивал. После доклада ему задавали вопросы, на которые он давал ответ. Мы ходили на службу в авиационной форме. Наше присутствие при докладе космонавтов на даче обкома КПСС проходило по указанию генерала Мрыкина А.Г. и ставило своей целью услышать от космонавтов претензии к качеству изготовленной нами ракеты-носителя на этапе подготовки к старту и в полете. У нас также существовало правило, когда я по часовой готовности к пуску находился у аппаратуры в/ч связи и имел от представителей завода и военного представительства доклады о всех задержках и замечаниях при подготовке к полету.

Все шесть космонавтов на заседаниях Госкомиссии докладывали о своих тяжелых впечатлениях, когда видели бушующее пламя за бортом спускаемого аппарата при приближении к земле.

Во время пребывания космонавтов на даче Куйбышевского обкома КПСС многие центральные газеты уже освещали их полет. Это вызывало у них радость и гордость за совершенный успешный полет в космос.

Из интервью корреспондентов с их близкими, космонавты узнавали об отношении своих родственников к их подвигу.

В моей памяти за давностью времени не сохранилось точное время встречи на заводском аэродроме космонавтов Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. Помню, что эти встречи проходили во второй половине дня, ближе к вечеру. А заседания Госкомиссий переносились на утро следующего дня.

 

2. Встреча и пребывание в городе Куйбышеве космонавта Ю.А. Гагарина.

 

Космический полет Ю.А. Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года с посадкой в Саратовской области. После этого он из города Энгельса вылетел в город Куйбышев на аэродром завода № 1 («Прогресс»). Он прибыл туда через девять часов после посадки при возвращении из космоса. Это был уже вечер. На этот же аэродром прилетели с полигона «Байконур» члены Госкомиссии, дублер Г.С. Титов и космонавт А.Г. Николаев. Причем Андриян Николаев прилетел с синяком на лбу, который он получил во время прощального «поцелуя» на стартовой площадке при проводах в космос Ю.А. Гагарина. После встречи и доклада Ю.А. Гагарина председателю Госкомиссии К.Н. Рудневу на аэродроме космонавты, члены Госкомиссии и прилетевшие с полигона специалисты выехали на дачу Куйбышевского обкома КПСС.

Здесь было объявлено, что заседание Госкомиссии состоится 13 апреля в 9 часов 30 минут.

Часть членов Госкомиссии и сопровождающих специалистов были размещены в санатории ПРИВО «Волга», расположенного недалеко от дачи обкома КПСС.

При докладе командующему ВВС в г. Энгельсе по телефону Гагарин узнал, что министром обороны Р.Я. Малиновским ему присвоено внеочередное воинское звание «майор». После приезда Ю.А. Гагарина на дачу Куйбышевского обкома КПСС лучшие портные гарнизонного ателье шили всю ночь ему комплект парадной военной одежды. Интенданты ПРИВО к утру 13.04.1961 г. доставили на дачу новые ботинки, галстук, носки и т.д.

13 апреля 1961 г. с 9.30 до 12.00 Ю.А. Гагарин с микрофоном и записью на пленку магнитофона докладывал Госкомиссии о своем полете в космос. Как мне показалось, он в своем докладе завысил параметры перегрузок при полете на ракете-носителе и при посадке в спускаемом аппарате космического корабля. Тогда прозвучало, что на ракете-носителе перегрузки были 5 g, а датчики перегрузки МП-610 и МП-69 на телеметрии показывали параметры 3,5-4 g, а эти же датчики на спускаемом аппарате показывали параметры не более 8 g.

После заседания Госкомиссии Ю.А. Гагарин ответил на вопросы пяти корреспондентов газет, имеющих разрешение ЦК КПСС. Местные СМИ на эту встречу не были допущены. Причем в сообщениях корреспондентов не указывалось место пребывания космонавта в г. Куйбышеве, а назывался «город на Волге». После этого у Ю.А. Гагарина была встреча с прилетевшим из Саратова первым инструктором саратовского аэроклуба Мартьяновым Дмитрием Павловичем.

На даче обкома КПСС все официальные доклады, вопросы и ответы корреспондентам фиксировались на ленте магнитофона. Один из корреспондентов тогда писал, что магнитофон (катушечный) был огромный, в половину стола. Это было преувеличением – магнитофон имел размеры ~ 0,5м x 0,5м, но он был старым и изношенным. На последующих встречах космонавтов не был заменен этот старый скрипучий магнитофон. Это было непонятно.

Перед обедом у космонавтов был отдых, прогулка в парке на берегу Волги. После обеда командованием ЦПК был разработан сценарий, тексты доклада Хрущеву в аэропорту Внуково и текст выступления на митинге на Красной площади. При этом ставилась задача выступать без бумаги.

14 апреля 1961 г. в 10 часов 40 минут Ю.А. Гагарин, Каманин и др. вылетели в г. Москву. Их самолет ИЛ-18 за 50 км от Москвы сопровождали до аэропорта Внуково семь истребителей ВВС.

 

3. Встреча и пребывание в городе Куйбышеве космонавта Г.С. Титова.

 

Второе посещение Г.С. Титовым г. Куйбышева было связано со встречей на аэродроме Ю.А. Гагарина. Впоследствии он  вспоминал: «Когда после старта Ю.А. Гагарина я приехал с наблюдательного пункта на ИП‑1 полигона «Байконур», то узнал, что космический корабль «Восток» успешно совершил полет – присутствующие слышали бодрый голос Ю.А. Гагарина из космоса. Сразу же после этого генерал Каманин позвал Г.С. Титова и сказал «Давай собирайся – сейчас летим в Куйбышев». В Куйбышеве сели на аэродром ракетного завода «Прогресс». Самолет из г. Энгельса ждали не очень долго. Юрия сразу окружили большие военные начальники. А я был кто – старший лейтенант. Но все-таки пробрался к Юрию и мы обнялись. Я спросил: «Как невесомость?», он ответил: «Все нормально». Это была моя первая встреча сразу с тремя космонавтами – Гагариным, Титовым и Николаевым.

Третье посещение Г.С. Титовым г. Куйбышева и встреча на заводском аэродроме состоялась после его полета в космос 7 августа 1961 г. и доклада председателю Госкомиссии Л.В. Смирнову. Каманина и Гагарина на этой встрече на аэродроме не было. Вместо Каманина присутствовал генерал Агальцов Филипп Александрович. Ю.А. Гагарин прилетел в г. Куйбышев 8 августа 1961  г. из Канады.

На даче Куйбышевского обкома КПСС врачи ЦПК резко ограничили общение общественности и корреспондентов с Германом Степановичем Титовым в связи с некоторыми проблемами его здоровья в космическом полете. Медиков беспокоило кратковременное ухудшение здоровья (самочувствия) Титова на первых витках космической орбиты.

Первые сигналы о возможном ухудшении здоровья живого организма на первых витках космической орбиты были получены еще во время полета на беспилотном космическом корабле собаки «Белки». Тогда не удалось понять причины, так как вторая собака «Стрелка» во время космического полета на этом же беспилотном корабле чувствовала себя отлично.

У Г.С. Титова на первых витках космического полета возникло ощущение, что он летит в перевернутом положении – вниз головой, как будто его подвесили за ноги. После выполнения рекомендаций врачей, это явление прошло. Однако врачи, работающие в ЦПК, в срочном порядке обрабатывали и оценивали большой объем телеметрической информации, полученной со всех ИПов Советского Союза. Они оценили недостатки методики тренировки вестибулярного аппарата космонавтов. После полета в космос Г.С. Титова эти методики были скорректированы.

Полет каждого космонавта на космическом корабле «Восток» решал важные и уникальные задачи. Например, перед космонавтом Титовым ставилась задача прожить сутки в космосе и дважды проверить ручное управление системой ориентации корабля «Восток-2». После выполнения этого задания он доложил, что космический корабль хорошо слушается ручного управления. Кроме того, полетным заданием предусматривалось фотографирование на кинопленку поверхности Земли. За сутки космического полета Г.С. Титовым были засняты большие площади поверхности различных регионов планеты Земля. Эти пленки были срочно проявлены и просмотрены. Это было необычное зрелище – впервые люди нашей страны смогли увидеть свою планету с космической орбиты.

В своем докладе утром 8 августа 1961 г. Г.С. Титов подробно изложил Госкомиссии и присутствующим об итогах своей работы, начиная от посадки в космический корабль «Восток‑2» и до вылета из Энгельса Саратовской области в г. Куйбышев. Как и во всех остальных случаях, его доклад проходил с микрофоном в руках и записывался на магнитную пленку магнитофона. Он подробно доложил о неприятных ощущениях при спуске с орбиты, когда пламя сгоревшего теплозащитного покрытия омывало иллюминаторы, которые от высокой температуры становились желтыми и непрозрачными. Это явление беспокоило каждого космонавта при каждом полете, хотя некоторые из них летали по нескольку раз.

Он доложил также, что его посадка происходила при сильном ветре. Это привело к тому, что после приземления ему пришлось ~ 5 км. на автомобиле подъезжать к своему спускаемому аппарату, чтобы забрать бортжурнал и кинокамеру с киноматериалами. Он доложил также, что при спуске с орбиты в СА у него темнело в глазах от воздействия большой перегрузки. Но это состояние было кратковременным. После доклада и ответов на вопросы был короткий перерыв и короткая встреча с журналистами.

На этой встрече он рассказал журналистам о своем полете, об отдыхе на даче Куйбышевского обкома КПСС и что на этом берегу Волги отдыхает третий раз.

Перед отлетом в Москву Г.С.Титов готовил доклад Главе государства на Внуковском аэродроме и текст выступления на Красной площади. При этом Ю.А. Гагарин помогал Г.С.Титову готовить и доклад, и выступление. Кроме того, он делился опытом своего общения с народом и корреспондентами. Этот опыт был использован Титовым во многих случаях при поездках по нашей стране и за рубежом.

После отдыха Г.С. Титов на самолете ИЛ-18 вылетел в Москву. С ним вылетели космонавты, врачи, командование ЦПК.

 

 

4. Встреча и пребывание в городе Куйбышеве космонавта Николаева и Поповича.

 

На начало августа 1962 года был запланирован совместный полет пилотируемых космических кораблей «Восток‑3» и «Восток‑4». 2 августа 1962 года, как всегда, три самолета ИЛ‑14 с космонавтами, руководством ЦПК и другими специалистами вылетели на полигон «Байконур». Первый самолет вылетел в 7 часов 30 минут, второй в 7:45, а третий в 8:00. В последнем самолете летели Каманин, Титов, Николаев. Попович вылетел первым самолетом. На втором летели дублеры: Быковский, Комаров, Волынов.

8 и 11 августа 1962 года состоялись два заседания Госкомиссии под председательством Л.В. Смирнова. На полет в космическом корабле «Восток-3» был назначен Николаев, его дублер Быковский. На полет в космическом корабле «Восток-4» был назначен Попович, его дублер Комаров. Полетное задание космического корабля «Восток-3» составило четверо суток - с 11 по 15 августа 1962 года, а космического корабля «Восток-4» - трое суток: с 12 по 15 августа. Оба полета успешно состоялись.

В полете Николаеву было присвоено очередное воинское звание «майор».

Оба космонавта успешно приземлились в заданном районе северного Казахстана. Приземление Поповича произошло через 6 минут после приземления Николаева. Оба космонавта с мест приземления были доставлены на аэродром города Приозерск (ж.д. станция Сары-Шаган). Это аэродром принадлежит полигону противоракетной обороны Министерства обороны. 16 августа 1962 года в 16 часов 40 мин, в самолете АН-10 оба космонавта вылетели в город Куйбышев на заводской аэродром завода «Прогресс». На аэродроме состоялся их доклад Председателю Госкомиссии Л.В. Смирнову.

Госкомиссия, а также генерал Каманин, космонавты Гагарин, Титов и др. специалисты прилетели в город Куйбышев 15 августа 1962 года.

После доклада председателю Госкомиссии оба космонавта в сопровождении директоров двух заводов прошли перед шеренгами встречающих трудящихся заводов № 1 и № 18. В 17 часов 30 минут на даче Куйбышевского обкома КПСС в обычном порядке космонавты доложили Госкомиссии и присутствующим о выполнении своих полетных заданий.

Николаев докладывал: «Отрыв ракеты плавный, перегрузки росли плавно, вибрации небольшие, но они усиливались к концу работы блока «А». Перегрузки возрастали до 6‑7 единиц» (по моему мнению, они были завышены). «После сброса обтекателя стала видна Земля. Отделение космического корабля от блока «Е» почувствовалось по толчку от механизмов разделения. Старт космического корабля «Восток-4» не видел. Связь с Землей первые сутки работала неустойчиво, а все остальные — достаточно стабильно. Условия полета космического корабля были хорошими. Отсоединялся от кресла 4 раза. Просыпался ночью 3 раза. ТДУ работала 42 секунды. Перезагрузка 8‑9 единиц. Затем было яркое пламя за бортом СА. Посадка была успешной. Через час прилетел вертолет, я забрал из СА бортжурнал, кинопленки и улетел на аэродром».

Доклад Поповича был более кратким: «Задание выполнено, готов лететь снова, на старте связь корабля с Землей пропадала. В полете связь с Землей была устойчивой, двусторонней. С Николаевым связь также была стабильной. Аппетит и сон в норме. Просыпался за ночь 1 раз. Хорошо видна Земля – поля, моря, реки. Катапультирование плавное. Дозиметр все время показывал «0». При посадке после сброса основного парашюта зачековал запасной парашют».

Встреча космонавтов с корреспондентами не планировалась.

После заслушивания Госкомиссия собралась лететь в Москву, но там была плохая погода. Вылет пришлось отложить до утра 18 августа. Секретарь Куйбышевского обкома КПСС А.С. Мурысев попросил генерала Каманина Н.П. разрешить встречи космонавтов Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова с трудящимися заводов № 1 и № 18. Генерал Каманин дал согласие, но эта просьба была выполнена частично. 18 августа Гагарин и Титов прибыли в цех сборки ракет-носителей завода № 1 («Прогресс»). Там в середине цеха были поставлены две высокие стремянки и космонавты около часа рассказывали о своем полете и отвечали на вопросы присутствующих, а их было около 200 человек. Я находился в «свите» сопровождающих космонавтов на протяжении всего времени посещения завода. После выступления космонавты осмотрели производство ракет-носителей, головных частей ракет, космических кораблей фоторазведки «Зенит-2». Пока космонавты находились в сборочном цехе, около его ворот собралась большая толпа любопытных работников завода численностью 300‑400 человек. Органы режима предложили директору завода Литвинову В.Я. изменить маршрут выезда космонавтов с завода и осуществить отъезд не из сборочного цеха, а из соседнего цеха клепаных конструкций (хвостовых и приборных отсеков). Руководство завода приняло предложение отдела режима. Из цеха главной сборки ракет в цех клепаных конструкций имелись ворота. Руководству цеха клепаных конструкций было приказано вывести с территории цеха всех работников и разместить их на 30 минут в кладовых и бытовых помещениях. От ворот цеха главной сборки до выходных ворот цеха клепаных конструкций был проход шириной 2 м, имелась барьерная стенка высотой 1,5 м. При входе в клепальный цех нам показалось, что в цехе никого нет. Впереди нашей группы шел директор завода, затем Титов и Гагарин. Когда мы дошли до середины цеха, из-за барьерной стенки выбежала девушка, обняла за шею Гагарина, поцеловала его и исчезла за барьерной стенкой и стоящими за ней хвостовыми и приборными отсеками ракет. Все рассмеялись, но руководству завода было неудобно из-за возникшего инцидента. К воротам клепального цеха подъехали два автомобиля «Волга» и космонавты покинули завод.

К утру 18 августа 1962 года космонавты Николаев и Попович с помощью командования ЦПК хорошо выучили текст доклада Главе государства в аэропорту Внуково и текст выступления на Красной площади.

18 августа 1962 года в 12.00 космонавты, члены Госкомиссии, дублеры и врачи самолетом ИЛ‑18 вылетели в Москву.

 

5. Встреча и пребывание в городе Куйбышеве космонавтов Быковского и Терешковой.

 

Перед полетом в космос космонавта Быковского В.Ф. на стартовой позиции на заправленной ракете-носителе произошло чрезвычайное происшествие, из-за которого космонавт стартовал в 15.00 вместо 12.00 по сетевому графику подготовки и пуску.

Когда космонавт  уже находился в космическом корабле, при коротких по времени электроиспытаниях, из отверстий корпуса рулевой машины бокового блока пошел дым. Испытания были приостановлены. Рулевая машина слесарем завода «Прогресс» по фамилии Малина была заменена. Перед заменой рулевой машины у меня по в/ч связи состоялся неприятный разговор с С.П. Королевым: он воспитывал меня за низкое качество поставленной на полигон техники.

После замены рулевой машины и проведения повторных электроиспытаний, на что ушло около двух часов, В.Ф.Быковский успешно стартовал и успешно выполнил полетное задание.

Рулевую машину, снятую с ракеты, самолетом АН-12, вместе с семью членами комиссии ОКБ-1 доставили к нам в Куйбышев и с участием военного представительства испытали. Рулевая машина успешно под эксплуатационной нагрузкой проработала двойной ресурс времени. После этого машину разобрали, проверили качество сборки и качество изготовления деталей. Дефектов не было обнаружено, кроме закопченного корпуса. Составили акт, и на этом же самолете через сутки комиссия увезла акт на полигон. После возвращения из космоса космонавтов Быковского и Терешковой, как во время встречи их на аэродроме, так и при дальнейшем двухсуточном общении с С.П. Королевым, он ни разу не высказал мне претензий на плохое качество поставленной на полигон техники.

Как выяснила позже бригада завода «Прогресс», находившаяся на полигоне, после электроиспытаний на технической позиции, бригада МИКа полигона меняла масло в редукторе мостового крана и пролила масло на хвостовой отсек, верхнего бокового блока. В это время люки хвостового отсека были вскрыты для проведения заключительных операций. Боевой расчет полигона скрыл от представителей промышленности этот факт, масло было убрано ими с поверхности корпуса ракеты-носителя, но масло попало в негерметичный коллектор рулевой машины и оно вызвало возгорание на стартовой позиции.

Ракета-носитель на активном участке и космический корабль на пассивном участке и участке спуска работали успешно.

Космонавт Быковский приземлился в 14 часов 3 минуты в Казахстане в 540 км. северо-западнее Караганды и примерно в 200 км. от Целинограда.

По моим сведениям оттуда он вылетел на самолете Ил‑18 в Куйбышев на аэродром завода № 1. Я заметил такую особенность: на первых трех встречах космонавтов в числе встречающих трудящихся заводов № 1 и № 18 на аэродроме в основном были мужчины, а при встрече Быковского и Терешковой в числе встречающих в большинстве оказались женщины. Еще мне запомнился такой эпизод. Перед прилетом на аэродром космонавта Быковского директор авиационного завода № 18 Ельшин произнес такую речь: «Мы передовое предприятие в нашем городе, и должны показать при встрече космонавтов организованность и порядок». Все это было сказано перед кинокамерой корреспондента, который впервые оказался на аэродроме при встрече космонавтов. Фрагмент встречи трудящихся на аэродроме, был затем включен в кинофильм «10 лет космической эры».

Первым на заводской аэродром произвел посадку самолет ИЛ‑18 с космонавтом Быковским на расстоянии примерно 100 м от того места, где стояли встречающие. Быковский строевым шагом прошел это расстояние и доложил председателю Госкомиссии генерал-лейтенанту Тюлину Г.А. о выполнении полетного задания. Потом обошел толпу встречающих руководителей, дублеров-космонавтов – поздоровался.

Через 30 минут приземлился второй самолет ИЛ-18, из него вышла В.В. Терешкова.

Этот самолет прибыл  из г. Барнаула. В.В. Терешкова совершила посадку в 11 ч 20 мин на северо-западе Алтайского Края у райцентра Баево, в 230 км от г. Барнаула.

Младший лейтенант Терешкова В.В. на заводском аэродроме четко по уставному доложила председателю Госкомиссии генерал-лейтенанту Тюлину Г.А. о выполнении полетного задания, но когда она обходили нас после доклада председателю Госкомиссии, я заметил на ее лице три травмы. Затем был традиционный обход трудящихся заводов № 1 и № 18. Директор завода № 1 В.Я. Литвинов провел Быковского и Терешкову примерно вдоль 2/3 шеренги трудящихся и повел их к месту нахождения  членов Государственной комиссии. Толпа встречающих от заводов сломала ограждение милиции и солдат внутренних войск и бросились к Терешковой. В такой непредвиденной ситуации В.Я. Литвинов срочно посадил Терешкову в автомобиль ГАИ. Все остальные официальные лица спешно садились в автомобили и покидали аэродром.

Перед этим я, Г.С. Титов и начальник управления полигона полковник Кириллов А.С. стояли, беседовали втроем в стороне от других от автомобилей. Когда мы подошли к месту стоянки автомобилей, там стояли только одна «Волга» и УАЗ с красным крестом. К автомобилю «Волга» подошли дублеры Терешковой – В.Пономарева и И.Соловьева. На их куртках были знаки мастеров парашютного спорта. Нам достался последний автомобиль УАЗ. Как потом оказалось, его госномер не был заявлен в перечень автомобилей на въезд на территорию дачи обкома КПСС. И по этой причине охрана дачи нас задержала минут на 10. В это время космонавт Быковский уже делал свой доклад Госкомиссии. При входе на второй этаж дачи обкома у лестницы стояли часовые внутренних войск. Они пропустили на второй этаж заседаний Героя Советского Союза Титова и Героя социалистического труда полковника Кириллова А.С., а меня, майора ВВС не пропустили. Я подождал минут десять – в это время по лестнице со второго этажа спускался Каманин, часовой ему доложил что «они приехали втроём, но они двоих пропустили, а третьего задержали». На это Каманин сказал, что «я майора не приглашал», и пошел в бытовые помещения первого этажа. Я подождал еще минут 10, решил вызвать служебный автомобиль и выехать на службу. Но в это время со второго этажа спускался генерал-лейтенант Мрыкин А.Г. Он спросил меня: «Что ты тут стоишь». Я ему доложил о том, как сложилась наша поездка на дачу обкома. Он распорядился, и меня пропустили на второй этаж. В это время Быковский уже заканчивал свой доклад. Затем был просмотр бортжурнала Терешковой и ее краткий доклад Госкомиссии. Понимая ее физическое состояние после тяжелого полета, вопросов не было. После этого мы все приглашенные покинули дачу. У меня осталось тягостное впечатление от общения с Каманиным Н.П.

Как прошел следующий день на даче Куйбышевского обкома КПСС, мне не было известно. Там прошла пресс-конференция космонавтов с журналистами, они отдыхали и готовились к полету в г.Москву.

Кстати на расположенном недалеко от дачи  санатории «Волга» я лечился восемь раз, последний раз в 2008 году, и я неоднократно, пешком по берегу Волги ходил из санатория до дачи обкома КПСС. С другой, противоположной стороны забора санатория «Волга» находился профилакторий авиационного завода № 18. В каждый приезд в санаторий «Волга» я посещал этот профилакторий.

На следующий день после прилета в Куйбышев космонавтов Быковского и Терешковой мы на двух автомобилях вчетвером (С.П. Королев, Д.И. Козлов, генерал Мрыкин А.Г. и я) выехали в микрорайон «Красная Глинка», поселок Управленческий, в конструкторское бюро, возглавляемое Генеральным конструктором Кузнецовым Николаем Дмитриевичем. Это КБ в это время проектировало, изготавливало и испытывало в условиях опытного производства ракетные двигатели для трех ступеней ракеты-носителя Н‑1, предназначенной для полета на Луну. Поездки в КБ и на опытный завод заняли три часа. Мы тогда задали большее количество вопросов Н.Д. Кузнецову и на многие из них не получили положительных ответов. Наши опасения по обеспечению надежности в работе двигателей в полете оказались реальными. Уже после смерти С.П. Королева было четыре попытки запустить ракеты Н‑1 в сторону Луны, и все они оказались аварийными по вине работы этих двигателей.

Затем мы выехали также вчетвером на Куйбышевский моторостроительный завод им. Фрунзе. На территории завода собралась большая толпа встречающих трудящихся. Им кто-то объявил, что на их завод выехали космонавты. Но их ждало разочарование, когда мы вышли из автомобилей.

У заводоуправления нас ждал директор завода Чеченя и главный инженер Витер. В кабинете директора завода они доложили о готовности моторостроительного завода им. Фрунзе к серийному производству двигателей разработки Н.Д. Кузнецова. После этого нас ознакомили с производством двигателей (в сборочном цехе) для ракет-носителей типа «Восток». Затем в кабинете директора был обед.

После обеда наша «четверка» разделилась. С.П. Королев и Д.И. Козлов поехали в филиал № 3 ОКБ‑1 решать свои текущие вопросы, а мы с генералом Мрыкиным А.Г. из микрорайона «Безымянка» выехали в центр города Куйбышев, туда, где находилось общежитие Куйбышевского медицинского института.

Во дворе этого учебного заведения находился жилой дом. Мы вышли из автомобиля, и подошли к нему. Там в это послеобеденное время у первого подъезда на длинной скамейке сидело много старушек. Александр Григорьевич Мрыкин долго с ними разговаривал, некоторые из них вспомнили его и его родителей. Все эти бабушки тепло отзывались о всех его родственниках. У него было хорошее настроение, эта встреча «всколыхнула в нем детские воспоминания». После этой теплой встречи мы поехали в гостиницу. Он сказал, что его приезд в свой дом вернул к памяти прошлые годы и тех старушек, с которыми он встретился.

Я задал ему вопрос, почему он не зашел в свою квартиру? Он сказал, что нынешние владельцы квартиры находились на работе. После приезда к гостинице, я на прощание поблагодарил А.Г. Мрыкина за мой перевод с полигона в г. Куйбышев, а он распорядился, чтобы водитель автомобиля доставил меня домой в заводской микрорайон «Безымянка».

Отъезд космонавтов и членов Государственной комиссии из Куйбышева в Москву всегда проходил без торжественных проводов. Об их отлете мы узнавали тогда, когда из окон своих служебных помещений видели, как по центральной аллее завода в сторону заводского аэродрома на высокой скорости проезжало несколько (3-5) черных легковых автомобилей «Волга» с обкомовскими госномерами.

Я не исключаю, что в отдельных случаях эти автомобили проезжали на аэродром через территорию авиационного завода № 18. При этом никогда не было автомобилей ГАИ.

Авиационный завод № 18 с ракетным (бывшим авиационным) заводом № 1 имели один общий забор и один общий аэродром. А профилакторий авиационного завода № 18 имел один общий забор с санаторием МО «Волга» на просеке № 7 микрорайона «Поляна им. Фрунзе». Сотрудники этого профилактория говорили мне, что космонавты их посещали. Я этому мало верю.

В начале 1965 года, при встрече с С.П. Королевым в г. Куйбышеве я задал ему вопрос, почему проводы космонавтов в Москву были скромными? Он ответил, что «после «репетиций» перед вылетом в Москву космонавты из «небожителей» должны превратиться снова в строевых офицеров, а при проводах вы бы им мешали».

  

Руководитель Пермской региональной организации

ветеранов ракетных и космических войск –

спецнаборовец 1953                                                           Глотин Д.П.

 

 

Hosted by uCoz