Фараджев В.А.

От Спецнабора 1953
к Спецнабору 2014

Общероссийская еженедельная

газета «Военно-промышленный курьер», 2013 г., №37 (505)

Для исправления  критической ситуации в деле сохранения безопасности страны и дальнейшего освоения космоса требуется принятие целого ряда специфических мер. Прежде всего, надо обеспечить в кратчайшие сроки приток необходимого числа высококлассных специалистов в ракетно-космическую область. Как этого добиться? Вниманию читателей «ВПК» предлагается один из возможных путей решения острейшей кадровой проблемы.

 

Валентин Фараджев

Кандидат технических наук

ОТ СПЕЦНАБОРА 1953-ГО К СПЕЦНАБОРУ 2014-ГО

Наш оборонно-промышленный комплекс уже давно потерял свое ведущее значение в мире, которое он имел 30–40 лет назад. Сейчас его продукция в виде современного высокоэффективного и высокоточного вооружения является неконкурентоспособной. Многочисленные неудачные пуски ракет привели, помимо моральных, к огромным материальным потерям, исчисляемым десятками миллиардов рублей. Приходится констатировать огромное отставание в деле создания, освоения и внедрения новейших современных информационно-коммуникационных технологий, являющихся основой развития во многих сферах человеческой деятельности.

По различным оценкам, наше отставание от передовых стран в указанных областях составляет от 5 до 10 лет. Необходимо срочно принять меры для исправления сложившейся кризисной ситуации. В противном случае отставание будет непрерывно возрастать и приведет к неисправимому положению.

В этой связи целесообразно обратиться к опыту создания и дальнейшего применения спецнабора 1953 года с вводом необходимых корректур, учитывающих специфику сегодняшнего времени.

Спецнабор 1953-го был создан в начале того же года. К этому времени в составе Советской армии стали появляться первые образцы ракетной техники класса «земля-земля», «земля-воздух», «воздух-земля». Возникла острая проблема подготовки в кратчайшие сроки грамотных военных специалистов нового профиля, которые должны были обеспечить эффективную эксплуатацию сложной ракетной техники в войсках, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и испытательных работ.

Традиционный набор слушателей на I курс военных академий был неприемлем, так как на его реализацию требовалось шесть с лишним лет. Специалисты нужны были уже сегодня.
21 января 1953 года Советом министров СССР выпущено судьбоносное постановление       № 170-80сс. Оно предписывало организовать ускоренный выпуск 900 специалистов-ракетчиков на факультете ракетного вооружения Военной артиллерийской инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского. Осуществляться это должно было путем призыва в Вооруженные Силы и зачисления на V курс академии студентов старших курсов ведущих гражданских вузов технического профиля страны. То есть призывались фактически уже готовые инженеры. Набор был проведен в два этапа: в феврале-марте 1953 года призвали 500 студентов, оканчивающих V курс института, в августе – еще 400 после окончания IV курса. Официально призыв и зачисление в академию производились при наличии согласия отобранных кандидатов, правда, потом выяснилось, что призывали принудительно.

Срок обучения для ускоренного выпуска был определен в 15 месяцев, включая практику на заводе и полигоне. Принятым в академию сразу присваивалось воинское звание «Техник-лейтенант», а по окончании – «Инженер-лейтенант». Набор производился среди лучших, по существу отбирали сливки студенчества – тех, кто владел глубокими и крепкими математическими и техническими знаниями и имел склонность к творчеству.

Эти 900 студентов полностью оправдали возлагаемые на них надежды. Они внесли достойный вклад в дело создания новейших стратегических и зенитных ракет, прорыва в космос и его освоения, создания современных высокоэффективных автоматизированных систем управления широкого назначения, развития научно-технического прогресса, обеспечения безопасности страны и мира на нашей планете. Среди спецнаборовцев 20 стали генералами, а большинство из них достигли звания полковника. 27 получили ученую степень доктора наук, 138 – кандидата наук. Некоторые успешно сочетали профессиональную деятельность с преподаванием в вузах. 16 удостоены звания лауреата Государственной премии СССР, шесть получили почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, а 12 стали академиками и членами-корреспондентами различных академий.

Сегодня есть все основания воспользоваться этим опытом с тем, чтобы исправить кризисную ситуацию, но, разумеется, с введением необходимых корректировок.

Механизм отбора

Создание спецнабора 2014 года должно так же, как и в 1953-м, основываться на специальном постановлении правительства РФ, предписывающем организовать ускоренный выпуск N специалистов-ракетчиков в L этапов набора на факультете M Академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (новое название Военной артиллерийской инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского). Осуществляться это должно путем призыва в Вооруженные Силы и зачисления на V курс академии лучших студентов старших курсов ведущих гражданских вузов технического профиля страны.

Специальная правительственная комиссия должна подготовить само данное постановление, определить величины N, L и NL (для каждого этапа в отдельности), сроки призыва для каждого этапа, уточнить понятие M, составить список соответствующих гражданских вузов (с факультетами и специальностями), определить общие критерии и правила отбора студентов, создать комиссию по их отбору, установить набор необходимых подготовительных мероприятий в академии.

При определении величин N, L и NL следует учитывать потребности как Министерства обороны, так и оборонно-промышленного комплекса. Предпочтение должно быть отдано ОПК. Сначала нужно добиться ликвидации отставания в ракетно-космической отрасли и в отрасли высокоэффективного и высокоточного вооружения, создать новые образцы изделий и систем, а потом уже их внедрять в Ракетно-космические войска, Войска ПВО и войска другого назначения.

Определение количества этапов набора и сроков призыва должно производиться исходя прежде всего из задачи начать призыв как можно скорее. При этом, конечно, должны учитываться возможности академии по проведению необходимой перестройки и подготовительных мероприятий для принятия спецнабора 2014 года в полном объеме и возможности комиссии по отбору студентов также в полном объеме. Исходя из всего этого количество этапов L должно быть как минимум два. Основную часть выпускников первого этапа следует распределить в организации и предприятия ОПК.

На последующих этапах распределение надо производить как в гражданские организации ОПК, так и в воинские службы Министерства обороны. Необходимо также подготовить и выпустить специальное постановление правительства, предписывающее оставлять на воинской службе с сохранением всех привилегий и льгот тех выпускников спецнабора 2014 года, которые будут направлены на постоянную работу в гражданские учреждения ОПК.

При составлении списка гражданских вузов (факультетов и специальностей) должны быть выбраны такие, которые обеспечат максимально эффективное (и в то же время в сжатые сроки) овладение бывшими студентами новыми дополнительными специальностями в академии. Критерии и правила отбора должны обеспечивать призыв действительно сливок студенчества, владеющих крепкими математическими и техническими знаниями, заинтересованных в новой сфере деятельности и способных к творчеству.

При определении необходимых подготовительных мероприятий в академии следует учитывать как процесс обучения, так и условия проживания слушателей. Целесообразно рассмотреть вопрос о привлечении в академию дополнительного профессорско-преподавательского состава из других академий и гражданских вузов с учетом увеличения числа слушателей и необходимости преподавания им не только специальных дисциплин.

Призыв в армию и зачисление в академию отобранных кандидатов следует проводить только при наличии их согласия. Принудительный призыв в спецнабор 1953 года в ряде случаев приводил к чрезвычайным ситуациям (злоупотреблениям спиртными напитками и даже к самоубийству).
Для того чтобы отбираемые сливки студенчества дали свое согласие, надо им подробно и ярко раскрыть (с привлечением профессионалов этого дела) привлекательные перспективы предстоящей престижной профессиональной деятельности в важной и интересной отрасли и перспективы материального благополучия (и все это действительно должно быть им гарантировано). При этом улучшение материального положения они должны ощутить сразу, учитывая, что денежное содержание за воинскую должность слушателя академии и воинское звание должно во много раз превосходить студенческую стипендию (даже с учетом различного вида производимых ими подработок). В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы для обеспечения более устойчивого призыва слушателям академии сразу присваивалось воинское звание «Старший техник-лейтенант».

Большинство призывников спецнабора 1953 года были неудовлетворенны тяжелыми жилищными условиями в офицерских общежитиях академии. Москвичи в них должны были находиться в течение двухмесячного «карантинного» периода, а иногородние – в течение всего времени обучения. Под общежития были переоборудованы спортивный зал, Суворовский зал и другие большие помещения, в которых установили двухъярусные койки (лично мне досталась койка на втором ярусе в Суворовском зале). И размещались в каждом таком помещении более сотни слушателей. Это, конечно, угнетало обитателей общежития и негативно влияло на их самочувствие, настроение и работоспособность.

Кардинальное решение этого жилищного вопроса может быть осуществлено следующим образом. Иногородним слушателям должно выдаваться дополнительное денежное пособие, с помощью которого они могли бы снять жилье на период обучения в академии – комнату, однокомнатную квартиру на двоих. При этом для тех из них, кому предстоит разлука со своими родными и близкими, появится возможность путем собственной доплаты снять жилье с большей площадью. Это позволит им вызвать своих родных и близких в Москву для временного проживания на период обучения.

Процесс обучения

Студенты спецнабора 1953 года были разбиты на курсы по 50–100 человек исходя из новой специальности (из родственных институтов), а курсы – на отделения по 25 человек. Были назначены начальники курсов из числа сотрудников академии в звании подполковника и полковника. Старшины курсов и начальники отделений назначались из состава слушателей. Отделения, как правило, комплектовались из студентов, прибывших из одного института и знавших друг друга ранее, что во многом облегчало новым слушателям адаптацию к иной обстановке.

Этот подход должен быть сохранен и для спецнабора 2014 года. Он необходим в том числе и для того, чтобы на различных курсах слушателями мог осваиваться разный набор и объем знаний (как в специальной области, так и в областях общего применения) в зависимости от новой приобретаемой специальности и специальностей, полученных студентами в гражданских вузах.

Большинство полученных в академии слушателями спецнабора 1953 года знаний и практического опыта было связано с новой военной ракетной техникой. Однако они получили много новых знаний и в областях общего применения – таких, как автоматизированные системы управления, теория вероятностей, баллистика, и ряда других. Этот подход следует сохранить и для спецнабора 2014 года. Сегодня целесообразно дополнить программу и такими дисциплинами, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), математическое моделирование исследуемых процессов (ММИП), средства автоматизации для разработки программного обеспечения (САРПО), и другие.

Порядок обучения слушателей спецнабора 1953 года коренным образом отличался от порядка обучения студентов в гражданских вузах. Так что им пришлось быстро перестраиваться и приспосабливаться.

Прежде всего это касалось введения четкого и строгого распорядка дня, нарушение которого не допускалось. Бывших студентов, конечно, угнетали обычные атрибуты военной жизни – казарменные условия, построения, отдание чести, постоянная чистка пуговиц и пряжек, подшивка белых подворотничков и прочие «подарки» воинской дисциплины и уставов. Неприятны были недавним студентам, привыкшим к самостоятельности, обязательные часы самоподготовки.

Сама методика учебного процесса в академии для слушателей спецнабора 1953 года существенно отличалась от таковой в гражданских вузах. «На гражданке» профессор или доцент просто читал лекцию и в конце ее отвечал на вопросы студентов. Результаты освоения студентами лекционного материала выяснялись в основном только на экзаменах. В академии же лекции по многим предметам начинались с 15-минутного опроса слушателей по пройденному лекционному материалу. Вопрос мог быть задан любому. Это побуждало всех слушателей непрерывно отслеживать и осваивать пройденный материал, так как результаты опроса немедленно доносились начальству спецкурса и к недобросовестным слушателям принимались меры дисциплинарного взыскания.

Процедура самоподготовки являлась обязательной составной частью распорядка дня для каждого слушателя. Самоподготовка проводилась ежедневно в строго определенное время и в строго определенном месте (основная часть изучаемого материала имела гриф секретности). Прибытие на самоподготовку и убытие с нее строго фиксировались, и за возможные нарушения к слушателям также принимались меры дисциплинарного взыскания.

В итоге освоение новых знаний и практических навыков и подготовка к выпускным экзаменам шли ежедневно и непрерывно, а в дни непосредственно перед экзаменами требовалось полученные знания и навыки лишь упорядочить и отшлифовать.

Порядок и методика обучения слушателей спецнабора 1953 года принесли достойные плоды. Дипломы с отличием получили 32 процента выпускников первого набора и 16 процентов – второго. Эти цифры резко отличались от результатов, достигнутых остальными категориями выпускников академии.

Сегодня необходимо лишь уточнить перечень дисциплин, лекции по которым должны обязательно начинаться с опроса слушателей по пройденному материалу. Что касается порядка обучения, то здесь самым больным является вопрос об обязательной ежедневной самоподготовке. Ведь бывшие студенты привыкли к самостоятельности в распределении своего времени. В первый период обучения самоподготовка должна быть обязательной для всех слушателей без всяких отступлений и исключений. В последующие же периоды для успевающих слушателей должны быть введены уступки и упрощения разного уровня, вплоть до самостоятельного решения о посещении или нет самоподготовки в конкретные дни. Ведь освоение пройденного материала в непринужденной обстановке своей квартиры может быть выполнено существенно эффективнее. Конечно, все это касается только дисциплин без грифа секретности.

 

Распределение и продвижение по службе

Всем выпускникам спецнабора 1953 года было присвоено воинское звание «Инженер-лейтенант», вручены дипломы и значки об окончании академии. Все были распределены по новым местам воинской службы. Самым престижным считалось распределение в адъюнктуру академии, что предполагало последующую подготовку и защиту диссертации, а также преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. На втором месте было распределение в научно-исследовательские институты и конструкторские бюро Министерства обороны, на последующих – служба в качестве военных представителей на заводах, полигонах, в воинских частях.

Распределение планировалось таким образом, чтобы получить максимальную эффективность в использовании молодых кадров. Из 894 выпускников в ракетные войска были направлены порядка 25 процентов, в Войска ПВО – также порядка 25 процентов, в военные представительства – примерно 20 процентов. На полигоны (РВ, В ПВО, СВ) получили назначение 155 человек. В НИИ МО распределились около 60, а в военные учебные заведения – 71 человек. В центральный аппарат МО получили назначение 23 выпускника.

Это распределение оказалось далеко не самым лучшим. Имеющиеся возможности, таланты и способности выпускников спецнабора 1953 года были использованы и применены далеко не в полной мере.

Сильной стороной спецнаборовцев были их прекрасная инженерная и математическая подготовка, тяга к творчеству. Классической же военной школы у них не имелось. И командовать солдатами им было трудно. Многие спецнаборовцы, попавшие в войска, были крайне недовольны своей судьбой. Они видели, что здесь не находят применения их знания, инженерные способности и, напротив, от них требуется то, чем спецнаборовцы не владеют и не хотят владеть. В результате они становились офицерами второго сорта. Это усугубляло нежелание служить в армии. Спецнаборовцы заваливали своих командиров многократными рапортами об увольнении из Вооруженных Сил. И для этого даже умышленно нарушали дисциплину. В результате уже через два года (в 1956–1957 годах) большинство спецнаборовцев, попавших в части, были перераспределены в НИИ, военные учебные заведения, военные представительства.

Учитывая, что спецнабор 2014 года будет сформирован из сливок студенчества и с их согласия и что его выпускники имеют прекрасную инженерную и математическую подготовку и склонность к творчеству, распределение следует организовать таким образом, чтобы возможности и способности этого набора были действительно применены и использованы в полной мере. Основную часть выпускников спецнабора 2014 года необходимо направить на постоянную работу в научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и заводы, входящие не только в состав Министерства обороны (как это было для спецнабора 1953 года), но также и в состав различных гражданских ведомств оборонно-промышленного комплекса. Предпочтение должно быть отдано учреждениям ОПК. Для этого следует заранее подготовить специальное постановление правительства, предписывающее оставлять на воинской службе с сохранением всех привилегий и льгот тех выпускников спецнабора 2014 года, которые будут направлены на постоянную работу в гражданские учреждения ОПК.

Сначала нужно добиться ликвидации отставания в ракетно-космической отрасли и отрасли высокоэффективного и высокоточного вооружения, создать новые образцы изделий и систем, а потом уже их внедрять в Войска воздушно-космической обороны, войсковую ПВО и другие рода войск.

Все это позволит в кратчайшие сроки решить важнейшую для страны задачу исправления критической ситуации в деле создания новейшего эффективного вооружения, освоения космоса и развития научно-технического прогресса.