Валентин Фараджев

Дети войны

(к 70-летию Дня Победы)

 

Воспоминания о школьных друзьях, окончивших в  1948 году 10А класс 276 московской школы

(фотоочерк о них был опубликован в журнале «Огонек» № 41 1948 г.)

Отдельные главы (с сокращениями)

 

Пролог 

Приближается знаменательная дата – 70-летие Дня Победы. Вся наша страна и  все прогрессивное человечество выражают свое восхищение, благодарность и преклонение всем тем, кто отдал свои жизни в самой жестокой войне за всю историю  нашей планеты. Они низко склоняют свои головы перед теми участниками Великой отечественной войны, которые дожили до 70-летия великой Победы. Они искренне благодарят тружеников тыла, своим самоотверженным трудом, ковавшим Победу в тяжелейших условиях.

Всем этим группам в канун великого праздника уделяется огромное и заслуженное внимание в различных средствах массовой информации.

Автору представляется, что при этом можно и нужно уделить некоторое внимание еще одной группе людей того времени – Детям войны. Им пришлось провести свое детство в тяжелейших условиях, пройдя  через многие невзгоды и испытания. Им нужно было суметь их преодолеть, приобретя необходимые знания и приобщившись к культуре. По окончании детства и при вступлении во взрослую жизнь им предстояло повысить объем и уровень своих знаний и на основе этого внести свой достойный вклад в дело восстановления разрушенной экономики и социальной сферы страны с их  последующим развитием и совершенствованием, и в дело обеспечения безопасности страны.   И подавляющее большинство Детей войны со всем  этим успешно справилось.

В данной книге рассказывается о знаменитом 10А классе 276 московской школы 1948 года выпуска, который является достойным представителем Детей войны. А знаменитым он стал потому, что из 21 его выпускника 12 окончили школу с медалями (5 – с  золотыми и 7 –   с серебряными). Этот рекорд до сих пор не побит.

   

 1. Дети войны, окончившие в 1948 году 10А класс 276 московской школы

Им было по 11 лет, и они окончили 3-й класс, когда началась Великая отечественная война. Основная учеба (4-7 классы) пришлась на суровые годы войны. Завершение учебы (8-10 классы) проходило в тяжелые послевоенные годы.

Они узнали, что такое война не понаслышке, а наяву. Бомбежки и бомбоубежища, скудное питание на продовольственные карточки, эвакуация в «теплушках», письма с фронта от родных и близких (в том числе и «похоронки»), суровая жизнь на чужбине во время эвакуации, непрерывное чувство голода, собственное «изготовление» школьных тетрадок из газетных листов – все это и многое другое им пришлось пережить и испытать на себе.

Впервые все вместе они встретились в Москве         1 сентября 1943 года в 6А классе 276 мужской  школы (обучение тогда было раздельное), расположенной на улице Мархлевского (ныне Милютинский переулок). Большинство из них к этому времени вернулись из эвакуации - из различных мест необъятной страны. Через 5 лет они окончили эту школу.

Наверное, их не осудили бы ни родные и близкие, ни учителя и наставники, если бы в суровых жизненных условиях они учились бы кое-как, на троечку. Но произошло чудо – тяжесть и суровость окружающей действительности не только не расслабили их, но, напротив, закалили и воспитали жажду к знаниям и культуре и привычку к упорному труду. В результате из 21 выпускника 10А класса 276 московской школы 12 окончили школу с медалями (5 – с золотыми и 7 –  с серебряными)! Насколько нам известно, этот рекорд, установленный в 1948 году, до сих пор не побит!

При этом следует отметить, что тогда было 11(!) выпускных экзаменов (по 11 различным предметам), и сами экзамены длились больше месяца.  

Но  шли они к этому знаменательному событию далеко не легким путем. В тяжелые военные и послевоенные годы им пришлось многое испытать и пережить. Питание у них было довольно скудное - и по ассортименту, и по количеству. Одежда была старой и изношенной – штопанной и перештопанной. Обычным явлением считалось «донашивать» одежду и обувь старших братьев, которым она уже не подходила по размеру. Много приходилось заниматься домашними делами, в том числе, выстаивая в длинных очередях для получения продуктов по талонам и карточкам.

 

 

Медалисты 10А класса 276 московской школы 1948 года выпуска у здания Моссовета.

Слева направо. 1-й ряд: Володя Рабинович (СМ), Саша Соломоник (ЗМ), Валя Фараджев (ЗМ).

2-й ряд: Юра Идашкин (ЗМ), классный руководитель Скавронский Н.И., Слава Кривцун (ЗМ).

3-й ряд: Валерий Луцкий (СМ), Олег Куроленя (СМ), Володя Васильев (СМ), Витя Мальков (СМ), Марк Вольшонок (СМ), Вадим Артамкин (ЗМ), Фима Килинский (СМ).

 

 

 


 

И вот в этих нелегких условиях они по-настоящему стремились к знаниям и культуре, проявляя настойчивость и упорство, вырабатывая привычку к труду и чувство ответственности за принятые обязательства.

И, конечно, во всем этом им помогали их замечательные учителя. Классный руководитель Николай Иванович Скавронский проявлял к ним заботу и внимание буквально как к родным детям.  Учителя по русскому языку и литературе Клара Германовна Годелюк и Любовь Рафаиловна Кабо учили их, в том числе, тому, как грамотно, правильно, образно и аргументировано говорить на родном русском языке (что формально не входило в школьную программу). Особое внимание они уделяли сочинению по литературе, выпускной экзамен по которому являлся важнейшим из всех. Учитель по истории фронтовик Зиновий Ефимович Гуревич приучал мыслить масштабно, не просто запоминать отдельные исторические события, а уметь находить между ними глубокую связь и зависимость.

Все школьные друзья не только успешно осваивали школьную программу, но и выходили далеко за ее пределы. Они много читали, помимо того, что «проходили» в школе по литературе. Для этого почти каждый день посещали тургеневскую библиотеку, которая тогда располагалась на Чистых прудах вблизи станции метро «Кировская» (теперь ее уже там нет). Проявляли большой интерес к культуре и искусству. Часто посещали музеи и выставки, нередко бывали в консерватории.

Ну, а театр им был особенно дорог и близок. Для меня тогда таким, в первую очередь, был МХАТ. В нем я пересмотрел почти все спектакли. Билеты, конечно, приобретал самые дешевые – на галерку. Но часто удавалось пройти по ним и в партер – на свободные места. Я просто восхищался блестящей игрой великолепных актеров того времени – Станицына, Грибова, Яншина, Ливанова, Кторова, Массальского, Еланской, Тарасовой и многих других.

И непосредственно в самой школе школьные друзья также проявляли интерес к культуре и искусству. Организовывали музыкальные вечера, где сами играли на инструментах и пели. На школьной сцене устраивали театральные постановки, выступая в роли актеров. Выпускали  школьный литературный журнал. Хорошо помню, как ставили спектакль «Вишневый сад» и организовывали музыкальный концерт, посвященный Чайковскому. В спектакле участвовали Витя Мальков, Юра Идашкин и Володя Илларионов. На концерте Слава Кривцун исполнял 1-й концерт, а я баркаролу Чайковского. Вместе с Юрой Идашкиным мы выступали в роли редакторов и основных авторов школьного литературного журнала. 

Словом, школа для всех нас была вторым домом!

Обучение тогда было раздельным (как было указано выше). На улице Мархлевского, помимо 276 мужской школы, располагалась также 275 женская школа. И юноши и девушки этих школ тесно общались между собой, приглашая к себе друг друга в школу на различные вечера и встречи. Из учениц 275 школы до сих пор помню Рину Володину, Людмилу Сухолинскую, Валентину Тункель.   

Журнал «Огонек» оперативно откликнулся на выдающиеся успехи 10А класса 276 московской школы в своем октябрьском № 41 1948 года, поместив в нем большой фотоочерк А. Узляна и С. Фридлянда «На пороге большой жизни» (в том числе одно из фото – на обложке журнала).

В этом очерке отмечалось:

«Бетховенская соната звучала торжественно и строго. Уверенная сила аккорда, сочетаясь с едва уловимой мечтательной нежностью переходов, отвечала настроению слушателей и самого пианиста. Молодые люди, собравшиеся у своего недавнего классного воспитателя, переживали дни, насыщенные особой значительностью и романтической приподнятостью, –   первые «взрослые» дни.

Бережно и заботливо подвела их школа к началу жизненного пути. Школа была второй семьей, в которой росла и развивалась их разносторонняя культура, неистощимая жажда знаний и привычка к упорному труду. В школе все они стали комсомольцами и научились самоотверженно любить Родину. И в школе они познали радость настоящей дружбы, связывающей их, студентов различных высших учебных заведений столицы, и теперь.

Сейчас юноши пришли к своему большому другу, талантливому педагогу и воспитателю Николаю Ивановичу Скавронскому, чтобы принести ему глубокую признательность. Они не обманули ожиданий учителя: все окончили школу с медалями.

Двенадцать комсомольцев-медалистов 10-го класса «А» 276-й московской школы вступили в жизнь. Каждый продолжает учебу в вузе, следуя своему призванию, перед каждым из них ясное будущее. Доброго пути и большой удачи, товарищи!».

 

Обложка журнала «Огонек» № 41 1948 года с надписью: «Комсомольцы Володя Васильев, Саша Соломоник, Рина Володина и Валя Фараджев на выходе из здания музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (см. в номере фотоочерк «На пороге большой жизни»)».

 

 

 

 

Одно из фото фотоочерка «На пороге большой жизни» с надписью:

«У классного руководителя Н.И. Скавронского собрались его воспитанники.

На снимке (слева направо): В. Мальков, директор школы Н.И. Маклаков, классный руководитель Н.И. Скавронский, В. Фараджев, А. Соломоник, О. Куроленя,               

М. Вольшонок, В. Луцкий, В. Васильев и В. Рабинович. У пианино С. Кривцун.

 

 

Школьные друзья помнят (и никогда не забывают) этот знаменательный, великий день – 9 мая 1945 года, День Победы, который они праздновали в Москве. Для них  он означал конец тяжелых испытаний и надежду на светлое будущее. Он вызывал в них огромную, ни с чем не сравнимую радость и высокую гордость за свою страну и свой народ, ценой огромных усилий и потерь отстоявших свободу и независимость в борьбе с фашизмом, - злейшим врагом за всю историю человечества. Они ликовали в этот день вместе со всеми гражданами на митингах и сборах, стихийно возникавших в различных местах Москвы.

С тех пор прошло 70 лет. И они – Дети войны – отмечают 70-летие великой Победы с еще более окрепшим чувством гордости за свою Родину и свой народ. Они выражают свое восхищение, благодарность и преклонение всем тем, кто отдал свои жизни в самой жестокой войне, спасая человечество от страшной чумы 20 века. Они низко склоняют свои головы перед теми участниками Великой отечественной войны, которые дожили до 70-летия великой Победы.

Им не стыдно отчитаться перед страной за прожитые годы по окончании школы. Они оправдали надежды своих отцов-участников ВОВ, своих учителей и наставников. Все они самоотверженно трудились в различных сферах – там, где с наибольшей пользой могли применить свои знания, опыт, призвание и талант. Они внесли свой достойный вклад в дело восстановления, развития и совершенствования экономики и социальной сферы, в дело обеспечения безопасности страны.

Однако нельзя сказать, что все в их жизни было легко и просто, что все они смогли полностью реализовать свои потенциальные возможности и достичь того, на что вправе были рассчитывать. И связано это было с тем режимом страны социализма, при котором им пришлось жить и трудиться. Тогда судьбы людей сплошь и рядом решались не в зависимости от их профессиональных и человеческих качеств, а в зависимости от таких понятий, как социальное происхождение, партийность, национальность, преданность идеям коммунизма. Поэтому некоторым выпускникам в этих условиях не удалось полностью раскрыть и реализовать себя, а некоторые были вынуждены ради этого эмигрировать из страны.

Некоторые выпускники продолжают свой трудовой путь и теперь (а ведь возраст уже в районе 85!). Некоторые, к сожалению, уже покинули сей мир.

Полученные в школе знания, выработанная привычка к труду и чувство ответственности за взятые обязательства дали свои результаты. Среди указанных выпускников есть крупные ученые; известные писатели и журналисты; военнослужащие и разработчики новейшей техники для обороны страны; видные юристы; известные деятели медицины; крупнейшие историки-международники; высококвалифицированные инженеры и изобретатели.

Их пристрастия в школьные годы и дальнейшие творческие пути и будут раскрыты в данной книге.

2. Как все же время быстротечно…

По окончании школы пути всех выпускников, естественно, разошлись. Все поступили в различные ВУЗы в соответствии со своим призванием.

Первые несколько лет по окончании школы ежегодно в ее стенах проходили встречи выпускников 10А класса 1948 года выпуска. В дальнейшем эти встречи становились все реже, а затем и вовсе прекратились (по различным причинам). Однако это не означает, что прекратилась дружба, зародившаяся в школьные годы. Просто сузился круг друзей, продолжающих общаться между собой.

Восьмерка выпускников в составе Вити Малькова, Юры Идашкина, Саши Соломоника, Володи Рабиновича, Володи Илларионова, Фимы Килинского, Лени Корявина и Вали Фараджева не прекращала совместное общение в течение всего времени после окончании школы. На жизненном пути их совместные встречи всякий раз были насыщенными, содержательными и яркими. И дружили они уже семьями, знакомили друг друга с женами, детьми и внуками.

«Великолепная восьмерка» - такое название я дал своим близким друзьям со школьных лет, и так называется стихотворение, посвященное им.

Наша дружба продолжается по сей день, и 1 сентября 2015 года ей исполнится 72 года!  К большому сожалению, до этой знаменательной даты не дожили Леня Корявин, Юра Идашкин, Володя Рабинович и Володя Илларионов.

Фима Килинский вместе с семьей с 1974 года постоянно проживает в США, а Саша Соломоник с семьей с 1993 года постоянно проживает в Израиле. Но связь с ними никогда не прекращалась. Витя Мальков и я постоянно общаемся с ними по скайпу.  Кроме того, Витя многократно лично встречался с Фимой и его супругой Викторией во время своих служебных командировок в США. Ну, а мне довелось лично встретиться с Фимой и Викторией, а также с Сашей Соломоником и его супругой Аллой  во время своих туристических поездок вместе с супругой Майей  в США и Израиль. 

К большому сожалению, с остальными выпускниками 10А 276 московской школы 1948 года выпуска связь потеряна, и ее не удалось восстановить. Мои многочисленные попытки найти кого-либо (в том числе, через Интернет) не увенчались успехом. Через Фиму Килинского только удалось установить, что Вадим Артамкин погиб в результате несчастного случая в 2003 году.

Делал я также попытки разыскать потерянных выпускников с помощью журнала и телевидения.

В 2013 году подготовил статью «Верная дружба длиною в 70 лет» для публикации  в журнале «Огонек». Она была посвящена  выпускникам 10А класса 276 московской школы 1948 года выпуска, фотоочерк о котором был опубликован в журнале «Огонек» № 41    1948 г. На мой взгляд, предлагаемая статья должна была вызвать интерес у широкой аудитории читателей. Кроме того, ее публикацией журнал смог бы осуществить связь времен длительностью в 65 лет! Публикация статьи помогла бы также разыскать кого-либо из потерянных выпускников. Но редакция журнала не сочла нужным опубликовать эту статью.

В 2013 году подготовил также предложение об организации на 1-м канале телевидения (в рамках телепрограмм «Пусть говорят» или «Сегодня вечером») передачи-встречи, посвященной жизненным путям выпускников 10А класса 276 московской школы 1948 года выпуска. Мне представлялось, что предлагаемая тема телепередачи  могла бы заинтересовать  широкую аудиторию и еще более поднять авторитет и рейтинг канала. Кроме того, она, в определенной степени,  смогла бы сыграть и воспитательную роль, что особо важно для молодого поколения. На примере выпускников 10А класса 276 московской школы 1948 года выпуска была бы раскрыта важность и ценность таких человеческих качеств, как стремление к знаниям, трудолюбие, целеустремленность, высокое чувство ответственности за порученное дело, честность, преданность Родине. Все это имеет особое значение в настоящее время, когда наше телевидение, к сожалению,  в значительной степени заполонили передачи чисто развлекательного характера  и пропагандирующие различные негативные явления. Кроме того, 1-й канал смог бы разыскать потерянных выпускников (учитывая его большой опыт в этом деле).  Но руководство 1-го канала не высказало заинтересованности в проведении данной телепрограммы-встречи.

Ну, и тогда я решил ориентироваться только на себя самого, и без всякой помощи написать и сдать в издательство книгу, посвященную жизненным путям выпускников 10А класса 276 московской школы 1948 года выпуска. Все они, безусловно, заслуживают того, чтобы о них осталась и сохранилась память. 

В предлагаемой книге  вначале будет уделено внимание 10А классу и «Великолепной восьмерке» в целом. 

А затем будут раскрыты школьные привязанности и жизненные пути каждого из «Великолепной» восьмерки» в отдельности.

 

3.4. Валентин Александрович Фараджев

(родился 04.09.1930.)

В указанном выше фотоочерке  «Огонька» обо мне к этому фото было сказано следующее:

 «Девять лет школьной учебы неизменно заканчивались для Вали Фараджева похвальными грамотами. Десятый класс он окончил с золотой медалью. Валя – студент энергетического института имени Молотова. Поклонник искусства, он часто посещает музеи Москвы».

Действительно, в школе мне легко давались как гуманитарные предметы, так и точные науки. Но особо я увлекался искусством и литературой. Вместе с Юрой Идашкиным мы издавали школьный литературный журнал. На музыкальных школьных вечерах я выступал в качестве пианиста. Часто проводил время в «Третьяковке» и музее имени Пушкина. Но особо меня привлекал театр. Был ярым поклонником МХАТа, где просмотрел практически все спектакли. До сих пор помню шедевр театрального искусства «Три сестры» с ярким исполнением великих актеров – Еланской, Тарасовой, Станицына, Массальского, Ершова, Ливанова, Грибова.

 

Моя семья – отец, мать, старший брат, я и младшая сестра – имела  постоянное место жительство в Москве. Правда, ее приходилось многократно покидать на довольно большой срок. Это было связано с частыми и длительными (на год и более) служебными командировками отца, куда мы отправлялись всей семьей. Так мы побывали на Дальнем востоке (проживали в городе Владивосток), на Урале и во многих других местах. Отец – Александр Сергеевич Фараджев –  имел два высших образования (окончил юридический факультет МГУ и Московский институт народного хозяйства им. Плеханова) и занимал высокие должности на крупных объектах – действующих и строящихся. Перед самым началом Великой отечественной войны он был назначен на должность директора крупного военного завода в городе Павлограде на Украине. И когда началась война, мы всей семьей отправились к месту его нового назначения.

Однако пробыли мы там немного. Буквально через месяц завод стал эвакуироваться вглубь страны –   в город Нижний Ломов Пензенской области. На протяженный железнодорожный состав стали грузить оборудование завода, а в вагонах-теплушках располагались сотрудники завода и их семьи. Эшелон отправился в длительное «путешествие», подвергаясь бомбежкам с воздуха. В нем была и наша семья, кроме отца. Он подал рапорт и убыл на фронт в качестве добровольца. Прошел всю войну и окончил ее под Берлином.

В Нижнем Ломове мы прожили немного и вскоре отправились в город Наманган Узбекской республики, где постоянно проживали дальние родственники отца.

Жизнь в эвакуации была очень тяжелой и безрадостной.  Надолго запомнилось, как в Намангане мы располагались в примитивном сарае без всяких удобств. Основной пищей был жмых от хлопка и лук. Жмых был горький и противный, но считался калорийной пищей. Школьные тетради мы делали из газетной бумаги и писали там между печатных строк.  В эвакуации я проучился в   4-м и 5-м классах. Находясь на чужбине, мы все время мечтали о том, чтобы поскорее вернуться в родную Москву.

И вот, наконец, в августе 1943 года получено долгожданное разрешение на возврат из эвакуации в Москву. Мы вернулись в родной дом – 25-метровую комнату в коммунальной квартире, где, помимо нас, проживало еще 5 семей. Наш  9-этажный дом располагался в центре города,  на улице Мархлевского (ныне Милютинской переулок). Эта улица с одной стороны выходила на Сретенский бульвар, а с другой – на улицу Кирова (ныне Мясницкая улица).  На ней располагались 276-я мужская и 275-я женская школа (обучение тогда было раздельное). И 1 сентября 1943 года я поступил в 6А класс 276 школы. Окончил 10А класс этой школы в августе 1948 года.

Мой отец окончил Великую отечественную войну под Берлином в звании майора, и был там назначен комендантом города Кенигс-Вустерхаузен. Вскоре к нему поехала моя мама с моей младшей сестрой. Такие поездки тогда были разрешены и поощрялись для семей офицеров, продолжавших воинскую службу в Германии. Ну, а мы с братом были там только однажды во время летних каникул.

 

 

Вся семья под Берлином, 1946.

 

Поэтому оканчивать школу мне (как и моему старшему брату) пришлось без родителей, занимаясь самим хозяйственными делами (помимо учебы в школе). Бабушка (мамина мать) жила от нас далеко,  и была в состоянии приезжать к нам с какой-либо помощью всего лишь один раз в неделю. Так что нам с братом, как детям войны,  было довольно трудно. Но оба окончили школу с золотой медалью. И вот в этот тяжелый для меня период  на помощь мне пришли родители моих школьных друзей – Вити Малькова и Юры Идашкина. Длительное время по их приглашению я жил у них дома (поочередно) на правах члена семьи. Благодарность им за это храню по сей день.

В этот период мы с Витей и Юрой были рядом и общались все 24 часа в сутки. Утром вместе вставали, завтракали и шли в школу. После школы вместе возвращались домой, обедали и делали уроки, посещали библиотеку. Вечером (после совместного с родителями ужина) вместе ложились спать напротив друг друга, обсуждая прожитый день. Словом, мы жили, как родные братья. И все это нас сплотило и объединило на долгие годы.

Думаю, что для Вити и Юры я оказался в это время полезным и нужным. Дело в том, что оба они тяготели к гуманитарным наукам, а точные   науки давались им с большим трудом и напряжением. Ну а мне подвластны были и те, и другие.  Поэтому  я много и регулярно помогал им по точным наукам – делать уроки, выполнять контрольные работы, готовиться к экзаменам. В результате они оба окончили школу с медалями (Витя с серебряной, а Юра с золотой).

По окончании школы я поступил на электромеханический факультет Московского энергетического института им. Молотова вместе со школьными друзьями – Сашей Соломоником и Володей Рабиновичем. Учился хорошо, получал повышенную стипендию.

На 5-ом курсе произошло событие, круто изменившее всю мою последующую жизнь. Тогда только стала появляться отечественная ракетная техника, имевшая огромное значение для обеспечения безопасности страны. Но специалистов, умеющих грамотно эксплуатировать это сложнейшее оружие, а также способных заниматься его дальнейшим совершенствованием и развитием, было крайне мало. Классический путь решения этой проблемы – путем набора слушателей на 1-й курс Военных академий – был неприемлем, так как на его реализацию требовалось 6 с лишним лет. А специалисты в большом количестве требовались буквально сегодня. Поэтому напрашивался нетривиальный подход для решения возникшей важной проблемы.

В результате 21 января 1953 года было выпущено судьбоносное Постановление Совета Министров СССР  (№ 177-88сс), которым предписывалось призвать в Вооруженные силы 900 студентов пятых курсов ведущих высших учебных заведений технического профиля и направить их на 5 курс Военной артиллерийской инженерной академии имени Ф. Э.Дзержинского для дополнительного обучения. 

В развитие этого постановления была выпущена директива Военного министра (№ 45164сс). Вербовщики с мандатами партии и армии отобрали, в основном, сливки студенчества в Москве, Ленинграде, Киеве, Сталинграде, Куйбышеве, Горьком, Саратове и других городах.

В связи с тем, что специалисты были нужны как можно быстрее, были призваны почти выпускники ВУЗов, фактически уже готовые инженеры. Было проведено 2 набора: в феврале-марте 1953 года призвали 500 человек заканчивающих пятый курс института, и в августе ещё 400 после окончания четвёртого.

Срок учебы – 15 месяцев, включая практику на заводе и полигоне. При этом принятым в академию слушателям сразу присваивалось воинское звание «Техник-лейтенант», а по окончании академии - «Инженер-лейтенант». Набор производился среди студентов, имевших положительные характеристики по учебе и общественной деятельности. Зачисление в академию отобранных кандидатов производилось только с их согласия (но, как потом выяснилось, призывали и принудительно, без согласия).

Как показали дальнейшие события, данное правительственное решение было очень правильным и своевременным. Спецнаборовцы обоих призывов  полностью оправдали возложенные на них надежды. Они внесли огромный клад в дело создания новейшего эффективного вооружения и систем военного назначения, укрепления обороноспособности страны, прорыва в космос, развития научно-технического прогресса, обеспечения мира на нашей планете.

Мне было предложено поступить в академию. Взвесив все обстоятельства и факторы, я дал свое согласие. Хорошо помню, что для принятия этого решения я советовался с отцом Саши Соломоника (моего отца тогда в Москве не было). И он поддержал мое намерение.

В итоге я был призван в ряды Советской армии с присвоением офицерского звания «Техник-лейтенант» и зачислен слушателем 5-го курса академии.

Академию окончил с отличием и для дальнейшего прохождения воинской службы в июне 1954 года был направлен в научно-исследовательский институт НИИ-5 Министерства обороны. В дальнейшем этот институт с сохранением тематики был передан в Министерство радиопромышленности и переименован в Московский НИИ приборной автоматики (МНИИПА). При этом все служившие в нем офицеры были оставлены на воинской службе.

Данный институт – это ведущая научная системная организация Оборонно-промышленного комплекса России по созданию комплексных территориальных автоматизированных систем управления силами и средствами противовоздушной обороны, авиацией различных видов и воздушным движением.

В институте я прослужил и проработал без  перерыва 40 непрерывных лет (из них 32 года в качестве офицера Советской армии и 8 лет в качестве гражданского лица). Прошел путь научного сотрудника, старшего научного сотрудника, начальника научной лаборатории, начальника научного отдела, заместителя начальника отделения (будучи офицером) и путь старшего научного сотрудника и ведущего научного сотрудника (будучи гражданским лицом и пройдя предварительно конкурс).

За период работы стал признанным высококвалифицированным специалистом в области комплексного проектирования крупных сложных автоматизированных систем управления (АСУ) широкого профиля, вычислительной техники и программного обеспечения. Являясь заместителем главного конструктора целого ряда АСУ, внес большой вклад в их разработку, испытание и внедрение. Защитил кандидатскую диссертацию, получил ученое звание «Старший научный сотрудник» по специальности «кибернетика». Являюсь автором 20 печатных научных трудов, включая монографию «Общесистемное проектирование АСУ реального времени», и более 70 закрытых. Имею 10 авторских свидетельств на изобретения, большинство из которых внедренные.

В течение 3-х лет в качестве старшего преподавателя  вел (по совместительству) курс  лекций «Основы проектирования программного обеспечения АСУ специального назначения» в Институте повышения квалификации руководящих работников Министерства радиопромышленности. По воинской службе достиг звания «инженер-полковник».

Награжден орденом «Знак почета», многими медалями и знаком «Изобретатель СССР».

После ухода в 1994 г. из МНИИПА (в связи с сокращением объема его работ из-за экономического кризиса в стране) в течение 12 лет работал в различных компаниях по специальности АСУ различного назначения. Полученные в институте знания, практический опыт и организаторские навыки способствовали тому, что успешно справлялся со своими обязанностями на новых местах службы.

Довелось мне при этом также работать в фирмах ЗАО «Ю.С. Импекс-Авто» и ООО «Автоцентр МБЛ-Моторс», являющихся дилерами известных американских автомобильных компаний “Ford” и “General Motors”. Там я трудился в качестве начальника отдела АСУП.

В 2005 году поступил на работу в строительную компанию «Комфорт Комплекс» на должность ведущего специалиста по АСУП. Одновременно являлся  членом Правления Компании и исполнял обязанности ученого секретаря (секретаря-референта). Там и завершил в 2006 году свою трудовую деятельность из-за болезни (инфаркта).

С 60-х годов прошлого века начал увлекаться литературным творчеством, в основном, сочинением стихов. Посвящал их родным и близким, друзьям, коллегам по воинской службе и работе, важным событиям в стране, лирическим мотивам. Общее их число превышает 200. В 2007 году принимал участие в конкурсе «Поздравь любимую газету», проводимом газетой «Известия» в связи с 90-летним юбилеем. Был в числе призеров конкурса. Мое поздравление (в стихах) было опубликовано в газете в день юбилея – 13 марта 2007 года. В том же году в научном журнале «Радиопромышленность» была опубликована моя статья «Чистое небо». В 2012 году вышли в издательстве моя книга «Альма-матер» (являющаяся воспоминаниями ветерана института о службе и работе в НИИ-5 (МНИИПА)) и сборник стихов «Как все же время быстротечно». В 2013 году в общероссийской еженедельной газете «Военно-промышленный курьер» была опубликована моя статья «От спецнабора 1953-го к спецнабору 2014-го». В 2014 году в издательстве вышла моя книга «Анализ», а в 2015 году – книга «Комфорт в комплексе».

Стараюсь поддерживать физическую форму. До недавнего времени регулярно посещал бассейн (проплывая полтора километра) и играл в теннис. После получения травмы руки  в последнее время регулярно делаю зарядку и  совершаю пешие походы длиною 6-8 километров.

С супругой Майей Александровной совершил много туристических поездок по России и за рубежом, посетив США, Италию, Францию, Испанию, Грецию,  Израиль, Австрию и Венгрию.

Прихожусь дедом одному  внуку и трем внучкам и прадедом одной правнучке и двум правнукам, с которыми регулярно общаюсь.

Поддерживаю тесную связь со школьными друзьями и с коллегами по службе и работе в МНИИПА, «Автоцентр МБЛ-Моторс» и «Комфорт Комплекс».

Разрабатываю сценарии проведения знаменательных дат для друзей с песнями и романсами, посвященными им.  Оформляю все это на компьютере с графическим цветным изображением.

 

Фото разных лет: